Банкротство при отсутствии должника

Сегодня вашему вниманию предлагаем статью на тему: "Банкротство при отсутствии должника" с профессиональным объяснением. Если у вас в процессе прочтения возникли вопросы, то дочитайте статью до конца, а в случае, если не нашли ответа вы всегда можете обратиться к нашему дежурному консультанту.

Банкротство отсутствующего должника

Банкротство отсутствующего должника – это упрощенная процедура банкротства, которая применяется, если гражданин-должник или руководитель организации-должника, фактически прекратившей деятельность, отсутствует либо определить его место нахождения невозможно (п. 1 ст. 227 Закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ – далее Закона N 127-ФЗ). То есть данная процедура применяется как к организациям, так и к физическим лицам, включая ИП (п. 39 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.06.2011 N 51).

Процедура банкротства отсутствующего должника также может быть применена к юридическому лицу, если место нахождения ее руководителя известно, в ситуации, когда:

  • имущества организации-должника недостаточно, чтобы покрыть судебные расходы по делу о банкротстве или если в течение последних 12 месяцев не было операций по счетам должника;
  • имеют место иные признаки того, что должник деятельность не ведет (ст. 230 Закона N 127-ФЗ ).

Напомним, что организация считается фактически прекратившей свою деятельность и подлежащей исключению из ЕГРЮЛ, если она в течение последних 12 месяцев (п. 1 ст. 64.2 ГК РФ, п. 1 ст. 21.1 Закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ ):

  • не представляла отчетность по налогам и сборам;
  • не проводила операции ни по одному из своих банковских счетов (п. 1 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 17.01.2006 N 100).

Подать заявление о признании отсутствующего должника банкротом может конкурсный кредитор или уполномоченный орган. При этом сумма задолженности значения не имеет. А если признаки отсутствующего должника были обнаружены в ходе наблюдения (реструктуризации долгов гражданина), то подать заявление о переходе к упрощенной процедуре должен арбитражный управляющий (п. 1,3 ст. 227 Закона N 127-ФЗ ).

На основании одного из указанных заявлений арбитражный суд в течение месяца выносит решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства либо о реализации имущества гражданина. Наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, а также реструктуризация долгов физического лица при такой упрощенной процедуре банкротства не применяются (п. 1 ст. 228 Закона N 127-ФЗ ). Вместе с тем возможно заключение мирового соглашения.

Финансирование процедуры банкротства отсутствующего должника

При банкротстве отсутствующего должника неизбежно встает вопрос о финансировании этой упрощенной процедуры. Потому что хотя должник и отсутствует, погасить судебные расходы кто-то должен.

По общему правилу если в ходе банкротства имущества должника оказывается недостаточно, то расходы по делу ложатся на плечи заявителя (п. 1,3 ст. 59 Закона N 127-ФЗ ). Поэтому уполномоченный орган (к примеру, налоговый орган) может подать заявление о признании отсутствующего должника банкротом, только если есть вероятность обнаружения у него имущества, за счет которого можно будет возместить расходы по делу о банкротстве. Более того, уполномоченный орган должен предоставить тому доказательства и приложить их к заявлению в суд (п. 13 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.12.2009 N 91).

Также, прежде чем подавать заявление, налоговый орган должен оценить вероятность того, что в результате банкротства должника удастся погасить его задолженность по обязательным платежам. А иначе и в суд идти незачем (п. 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 20.12.2006 N 67). Если шансов на взыскание долгов нет, то ИФНС может просто исключить недействующую организацию из ЕГРЮЛ (ст. 21.1 Закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ ).

Если же с заявлением в суд обращается конкурсный кредитор, то он же будет и финансировать расходы по делу о банкротстве либо третье лицо, допустим, другой кредитор (п. 7, 16 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.12.2009 N 91).

Банкротство отсутствующего должника

Проблема банкротства отсутствующего должника нашла свое отражение и решение в §2 главы Х Закона о банкротстве.

Заявление о признании отсутствующего должника банкротом принимается арбитражным судом независимо от размера кредиторской задолженности.

К отсутствующим должникам Закон о банкротстве относит юридические лица, которые фактически прекратили свою деятельность, в том числе не проводят текущие платежи в течение длительного времени, не находятся по адресу, указанному в учредительных документах, и установить их местонахождение не представляется возможным.

[3]

Под отсутствующим должником-гражданином Закон о банкротстве понимает физическое лицо, которое прекратило заниматься предпринимательской деятельностью, отсутствует по месту жительства и местонахождение его неизвестно.

Положения, предусмотренные §2 главы Х Закона, применяются и в том случае, если имущество должника юридического лица заведомо не позволяет покрыть судебные расходы по делу о банкротстве. Арбитражный суд может установить отсутствие или недостаточность имущества для покрытия указанных расходов из баланса должника, представленного по запросу суда государственной налоговой службой.

Кроме того, указанные положения применяются и в случае отсутствия операций по счетам должника в течение 12 месяцев.

Заявление о признании отсутствующего должника банкротом может быть подано в арбитражный суд конкурсного кредитором, налоговым или иным уполномоченным органом, а также прокурором.

Как правило, арбитражный суд в трехмесячный срок с момента принятия к производству заявления о признании должника банкротом его рассматривает и принимает решение по делу (статья 47 Закона). В отношении отсутствующего должника Закон предусматривает сокращенный срок рассмотрения дела — двухнедельный, так как в отношении отсутствующего должника не вводится процедура наблюдения и внешнего управления.

Государственный орган по банкротству и финансовому оздоровлению обязан в недельный срок после поучения решения арбитражного суда о признании отсутствующего должника банкротом и об открытии конкурсного производства представить кандидатуру конкурсного управляющего, отвечающую требованиям, предусмотренным статьей 19 Закона. Вместе с тем, арбитражный суд, в случае отсутствия такой кандидатуры, вправе назначить конкурсным управляющим сотрудника государственного органа по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению.

Размер вознаграждения конкурсному управляющему устанавливается в порядке, предусмотренном статьей 22 Закона.

Если обязанности конкурсного управляющего; осуществляет сотрудник государственного органа по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению, то размер и порядок выплаты ему вознаграждения, видимо, должен быть определен правовыми актами Российской Федерации или в установленном ими порядке.

Следует отметить, что порядок, предусмотренный для назначения конкурсного управляющего (пункт 1 статья 99), в отношении отсутствующего должника не применяется.

Читайте так же:  Лицензия на охотничье оружие

Конкурсный управляющий письменно уведомляет о банкротстве отсутствующего должника всех известных ему кредиторов отсутствующего должника. Указанные кредиторы в месячный срок со дня получения уведомления могут предъявить свои требования.

Как представляется, конкурсный управляющий, помимо указанного уведомления, должен публиковать сведения о признании отсутствующего должника банкротом и об открытии конкурсного производства в соответствии со статьей 100 Закона о банкротстве, поскольку у управляющего нередко будут отсутствовать сведения о кредиторах.

Установление размера требований кредиторов производится в порядке, предусмотренном статьями 46 и 75 Закона о банкротстве.

Если в ходе конкурсного производства, конкурсный управляющий обнаружит имущество (как минимум имущество должника — юридического лица должно позволить покрыть судебные расходы и расходы на выплату вознаграждения конкурсному управляющему) должника, то он вправе ходатайствовать о прекращении упрощенной процедуры и переходе к общим процедурам банкротства. При наличии такого ходатайства арбитражный суд может вынести определение о прекращении упрощенной процедуры банкротства и переходе к общим процедурам банкротства.

При наличии имущества у отсутствующего должника, конкурсный управляющий осуществляет расчеты с кредиторами. Практика показывает, что имущество у такого должника, как правило, отсутствует.

При обнаружении конкурсным управляющим имущества отсутствующего должника и после его продажи, прежде всего вырученная сумма идет на покрытие судебных расходов и расходов на выплату вознаграждения конкурсному управляющему. После чего, требования кредиторов в отношении отсутствующих должников — юридических лиц удовлетворяются в очередности, предусмотренной статьей 106 Закона о банкротстве.

Требования кредиторов в отношении отсутствующих граждан-должников удовлетворяются в порядке очередности, предусмотренной статьей 161 Закона о банкротстве.

Кредиторы вправе оспорить в арбитражном суде полное или частичное отклонение конкурсным управляющим заявленных ими требований, либо очередность их удовлетворения, но до момента утверждения ликвидационного баланса.

Возникает вопрос о том, кто будет утверждать составленный конкурсным управляющим ликвидационный баланс. Ответа нет, так как собрание (комитет) кредиторов при банкротстве отсутствующего должника не созывается, а на арбитражный суд такой обязанности не возложено Законом.

Расчеты с кредиторами должника — юридического лица и должника-гражданина осуществляются в порядке, предусмотренном статьями 107-111 настоящего Федерального закона.

После завершения расчетов с кредиторами конкурсный управляющий составляет ликвидационный баланс и представляет его в арбитражный суд вместе с отчетом о своей деятельности.

После рассмотрения арбитражным судом отчета конкурсного управляющего о результатах проведения конкурсного производства арбитражный суд выносит определение о завершении конкурсного производства.

Конкурсный управляющий представляет определение арбитражного суда о завершении конкурсного производства в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, в течение десяти дней с момента вынесения указанного определения.

Полномочия конкурсного управляющего прекращаются, конкурсное производство считается завершенным, а отсутствующий должник — юридическое лицо ликвидированным с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации должника.

Банкротство отсутствующего должника

Особый вид судебного разбирательства по факту несостоятельности граждан или фирм – банкротство отсутствующего должника. Его отличительная черта состоит в том, что оно проводится в упрощенном порядке. Это необходимо в случаях, когда физическое лицо или коммерческая структура, имеющая неоплаченные долги, «пропадает», а все попытки кредитных структур получить свои средства обратно заканчиваются фиаско.

Какой должник признается отсутствующим

Действующее законодательство не дает четкого определения понятия «отсутствующий должник». К нему относят граждан и организаций, которые соответствуют следующим критериям:

  • физлицо нельзя найти по месту прописки, связаться с ним не представляется возможным;
  • фирма фактически не ведет деятельность, для которой регистрировалась;
  • компания не сдает отчетность в уполномоченные государственные инстанции;
  • по счетам хозяйствующего субъекта или гражданина нет никаких движений.

Если перечисленные признаки соблюдаются, кредитор вправе подать в суд заявление о банкротстве отсутствующего должника. Признавать гражданина без вести пропавшим нет необходимости. Практика демонстрирует, что для вынесения положительного решения нужно, чтобы человек или компания пропали как минимум на 12 месяцев.

Кто финансирует судебные расходы

Особенность судебного процесса о признании несостоятельности неявка второй стороны на заседания и невозможность взыскать с нее средства, потраченные на судебные издержки. Согласно положениям 127-ФЗ, финансирование процедуры банкротства отсутствующего должника – зона ответственности заявителя. Это означает, что все расходы, сопряженные с разбирательством, ложатся на его «плечи».

Если инициатором процедуры банкротства выступает не банк, а конкурсный управляющий, разбирательства финансирует он сам или третья сторона, например, другой кредитор.

Порядок признания отсутствующего лица несостоятельным

Сложившийся порядок банкротства отсутствующего должника-компании включает следующие шаги:

  1. Подача заявления в судебную инстанцию.
  2. Рассмотрение дела в суде, на которое отводится 30-ти-дневный период. Для упрощенной процедуры неприменимы такие стандартные меры, как наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление.
  3. Конкурсное производство. Кредиторам юридического лица высылаются уведомления, после получения которых они в месячный срок должны заявить о своих требованиях.
  4. Конкурсное производство. Суд выясняет, есть ли у фирмы какое-либо имущество, чтобы погасить задолженность полностью или частично. Практика показывает, что в большинстве случает таких ценностей не находится.
  5. Должник признается банкротом, о чем гласит судебное решение.

Важно! Рассмотрение подобных дел производится судьей единолично.

Если у компании находится имущество, при банкротстве отсутствующего должника применяется не упрощенная процедура, а обычная. Ценности реализуют с целью изыскать средства для расчета по обязательствам. Из полученных денег в первую очередь гасятся расходы на судебные издержки, а остаток направляется на удовлетворение требований кредиторов.

Практика показывает, что чаще всего в суд обращаются с заявлениями на фирмы-однодневки. Такие хозяйствующие субъекты набирают кредитов, совершают несколько сделок, после чего их директор исчезает, а само юрлицо не ведет никаких операций, не сдает отчетность. Долги постепенно становятся просроченными и обрастают пенями. Подобная ситуация не способна разрешиться сама по себе: нужна инициатива кредиторов или фискальных органов.

Последствия процедуры банкротства

Очевидно, что упрощенная процедура банкротства отсутствующего должника не приводит к погашению существующих обязательств, потому что реализовать имущество гражданина или компании не представляется возможным. Процесс – это необходимая формальность для кредитной структуры, позволяющая списать безнадежную задолженность.

Известить вторую сторону о результатах процесса нельзя: о ее месте ее нахождения ничего не известно. Данный факт не отменяет действия юридических последствий процесса, пусть и заочного. К числу последних относится:

  • невозможность получения ссуд в течение последующих пяти лет;
  • отсутствие права инициировать процедуру собственной несостоятельности на аналогичный срок;
  • запрет занимать руководящие посты в коммерческих и государственных структурах на трехлетний период.
Читайте так же:  Куда обращаться за пенсией если проживаешь не по месту регистрации

Если суд признал несостоятельной фирму-однодневку, набравшую долгов, ее ликвидируют.

Важные особенности банкротства отсутствующего должника заключаются в том, что оно не ведет к полному или частичному погашению обязательств и означает для кредитора дополнительные расходы, связанные с судебной тяжбой. Это формальная процедура, необходимая банку, чтобы покончить историю с просроченной задолженностью.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Банкротство отсутствующего должника – что нужно знать

Долги нужно возвращать, и это прописная истина, у которой не может быть «а если …». При этом некоторые заемщики умудряются создать для себя еще большие проблемы, начитавшись в интернете разных советов, которые дают далекие от юриспруденции люди, а потому в их правдивости можно усомниться.

В чем заключаются советы

Для начала необходимо разобраться, что могут советовать должникам на просторах всемирной паутины.

Можно столкнуться с рекомендациями, где заемщику предлагается скрываться от банка – отключить телефоны, уволиться с работы или даже вовсе уехать на некоторое время заграницу. Причем подобные советчики даже предлагают зарабатывать таким образом.

Важно знать, что существует процедура банкротства отсутствующего должника, которая подразумевает привлечение должника к ответственности в любом случае – даже если он не выходит на контакт с организацией-кредитором.

Права кредиторов

Когда должник отсутствует или же невозможно установить его местонахождение, кредиторы и их представители имеют право обращаться в арбитражный суд с прошением инициировать дело о банкротстве. При том, что размер задолженности в данном случае неважен.

Особенности проведения процедуры

Как только кредитор или представитель его интересов обращаются в судебную инстанцию, оплачивая при этом судебные издержки

, суд рассматривает заявление и назначает упрощенную процедуру банкротства.

Согласно статье 228 Федерального закона «О несостоятельности» этапы наблюдения, финансового оздоровления и внешнего управления отсутствуют при подобном процессе. Процедура сразу переходит на стадию конкурсного производства, независимо от того, к какой категории граждан относится должник – физические лица, индивидуальные предприниматели или юридические лица.

Когда суд выносит распоряжение о начале конкурсного производства в отношении должника, назначенный для этого дела конкурсный управляющий оповещает в письменном виде всех кредиторов.

Последствия для должника

Заемщиков уверяют, что без них суд не сможет принять никаких решений, а по прошествии срока исковой давности долг можно будет списать. Это МИФ. Согласно закону «О несостоятельности» банкротство отсутствующего должника подразумевает такие особенности, как наложение ареста на имущество и последующую его продажу без ведома владельца.

Кроме того, действия заемщика могут расцениваться как фиктивное или преднамеренное банкротство, а это уголовно наказуемые преступления, и согласно статьям 196 и 197 УК РФ должника может ждать лишение свободы сроком до 6 лет.

Как лучше поступить

Если появилась задолженность, нельзя паниковать и скрываться, поскольку решить проблему можно

только в том случае, если предпринимать какие-то действия. Например, можно попробовать договориться с банком.

Кредиторам также невыгодно, чтобы их клиент был признан несостоятельным выполнять свои финансовые обязательства, поскольку процесс банкротства продолжителен, и это лишние проблемы для банков или других организаций.

Банкротство отсутствующего должника становится для кредитора единственным шансом вернуть свои деньги, но когда заемщик сам приходит и объясняет причину, по которой он временно не может погашать кредит, обычно банк идет навстречу.

Консультация специалиста

Конечно же, любые спорные ситуации должны решаться при непосредственной поддержке профессиональных юристов, которые способны рассмотреть дело во всех аспектах, посоветовать наиболее подходящее решение. При этом в преимущественном большинстве компаний консультация абсолютно бесплатна.

Должники vs. кредиторы: кому более выгоден новый закон о банкротстве? Часть 2

Видео (кликните для воспроизведения).

Генеральный директор юридического агентства «Михаил Архангел»

специально для ГАРАНТ.РУ

Сегодня, 1 октября 2015 года начнет действовать так называемый «закон о банкротстве граждан» (Федеральный закон от 29 июня 2015 г. № 154-ФЗ «Об урегулировании особенностей несостоятельности (банкротства) на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»). Важно знать, кто больше выиграет от введения новых правил, – сами должники или их кредиторы. О том, в чью пользу сформулированы нормы о порядке инициации дел о банкротстве, их подсудности и формировании конкурсной массы, я рассказывал ранее. Рассмотрим теперь другие значимые моменты.

Списание задолженности после завершения процедур банкротства

Безусловно, главной ценностью банкротства для должника является списание долгов. Предполагается, что после завершения реализации имущества и расчета с кредиторами должник может рассчитывать на освобождение от дальнейшего исполнения требований кредиторов, если среди них остались непогашенные требования (п. 3 ст. 213.28 Федерального закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»; далее – закон о банкротстве). Однако список исключений из этого правила весьма обширен.

Так, не может быть списана:

Если с основной частью пунктов все более-менее понятно, то на последних четырех стоит остановиться более подробно.

В рамках дела о банкротстве должник обязан полностью и без утайки раскрыть перед судом свое финансовое положение, то есть обозначить все имеющиеся у него долги и активы. Скрыв факт наличия долга перед «неудобным» кредитором, должник лишается возможности списать такой долг, даже если факт сокрытия не обнаружится. А если обнаружится – долги не будут списаны в принципе, причем все. Аналогичная ситуация произойдет и при сокрытии должником активов. Все это означает повышенную ответственность должника еще на стадии подачи заявления о банкротстве в суд.

Пункт о непогашении задолженности в случае привлечения должника к административной или уголовной ответственности представляется самым неоднозначным. Конечно, если гражданин совершил преступление, то связанная с этим задолженность списана не будет, и это справедливо. Однако случаи совершения преступления упомянуты в законе лишь как случаи частные, что подразумевает куда более широкое толкование нормы.

При буквальном прочтении нормы складывается впечатление, что обычный невозврат долга в установленный договором срок будет признан незаконным бездействием гражданина при исполнении обязательства как противоречащий ст. 309-310 ГК РФ. А это, в свою очередь, означает, что при любой просрочке долги списаны не будут. Гражданам остается лишь успевать обращаться в суд с заявлением о банкротстве до появления каких-либо просрочек.

Читайте так же:  Судебные приставы по плесецкому району

Высказывается мнение, что данный пункт подразумевает полномочие суда оценить добросовестность должника и в зависимости от этого разрешить вопрос о списании задолженности. Однако данное мнение не основано на законе и кроме того подразумевает чрезвычайно широкий простор для судейского усмотрения и связанных с этим коррупционных рисков.

Таким образом, в вопросе о списании задолженности по завершению процедуры банкротства закон максимально ориентирован на кредиторов.

Последствия признания гражданина банкротом

Они прописаны достаточно определенно (ст. 213.30 закона о банкротстве). Прежде всего, это испорченная кредитная история – в течение пяти лет после завершения процедур банкротства гражданин будет обязан при получении кредитов указывать на факт своего банкротства, что вряд ли отпугнет «бывалых» должников, но демотивирует к подаче заявлений в суд должников, имеющих незначительные просрочки по своим долгам.

Еще одно последствие касается повторной подачи заявления должника. В течение пяти лет после завершения процедур банкротства гражданин не вправе будет подать новое заявление о своем банкротстве. Если же в этот же срок заявление подадут его кредиторы – то освобождение от задолженности не наступит.

В течение трех лет после завершения процедур банкротства гражданин не сможет занимать должности в органах управления юридического лица, а также иным образом участвовать в управлении юридическим лицом. Правда, это едва ли исключает представление интересов юридических лиц по доверенности или участие в деятельности организаций через подставных лиц – «номинальных директоров». А вот относительно государственной или муниципальной службы в законе ограничений не имеется.

Индивидуальные предприниматели утратят на пять лет с момента завершения процедур банкротства государственную регистрацию в качестве таковых, лицензии на осуществление отдельных видов предпринимательской деятельности, а также само право осуществлять предпринимательскую деятельность. По сравнению с ныне действующими правилами (ст. 216 закона о банкротстве) увеличен лишь срок санкции – с одного года до пяти лет, в остальном принципиальных изменений не внесено.

Дополнительно суд вправе ограничить должника в праве выезда за границу, однако только до завершения процедуры банкротства (п. 3 ст. 213.24 закона о банкротстве).

В целом последствия признания банкротом для большинства должников едва ли являются чрезмерно жесткими.

Целесообразность инициации дела о банкротстве

Подводя итог, стоит отметить, что процедура освобождения от долгов в рамках банкротства граждан и приравненных к ним индивидуальных предпринимателей представляет собой сложную полосу препятствий, пройти которую без опытного инструктора едва ли возможно. Закон на 80-90% ориентирован на кредиторов, а отнюдь не на должников – «самолечение» в такой ситуации будет походить на попытку сделать самому себе операцию на сердце.

Однако финансирование процедуры банкротства установлено на соблазнительно низком уровне. Так, минимальное вознаграждение арбитражного управляющего составляет 10 тыс. руб. (п. 3 ст. 20.6 закона о банкротстве). У многих должников сложилось мнение, что за эту сумму их избавят от многомиллионных долгов.

Между тем, в обязанности арбитражного управляющего не входят досудебный анализ перспектив дела, помощь в сборе доказательств, подготовка заявления о банкротстве в суд и других процессуальных документов, представление интересов должника в суде и т. д. Все это – чисто юридический труд, и бесплатно за должника этого никто делать не будет.

Далее – любое дело о банкротстве, даже при отсутствии у должника имущества, сопряжено с определенными расходами на отправку почтовой корреспонденции и на обязательные публикации в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве и официальном печатном издании. По самым скромным подсчетам такие расходы составят не менее 10 тыс. руб. Если же у должника имеется имущество, требующее реализации, то расходы на одну публикацию о торгах запросто составят 20-30 тыс. руб. Теоретически данные расходы должны погашаться за счет должника. Однако на практике они ложатся на арбитражного управляющего, которому потом предоставляется возможность потребовать от должника их возмещения без каких-либо гарантий. В лучшем случае управляющий в порядке ст. 59 закона о банкротстве взыщет компенсацию расходов с заявителя-кредитора, если, конечно, тот окажется платежеспособным.

Повлиять на данную ситуацию смогут суды, если будут применять ст. 57 и ст. 59 закона о банкротстве, требуя внести сумму предполагаемых расходов на депозит суда. Однако это общие нормы, а в специальных нормах о банкротстве граждан (п. 4-5 ст. 213.4, п. 4-5 ст. 213.5 закона о банкротстве) такого требования не содержится. Это создает риск неправильного правоприменения и еще большей демотивации арбитражных управляющих к ведению процедур банкротства физических лиц.

Существенным является и тот факт, что «вилка» административных штрафов для арбитражных управляющих по ч. 3 ст. 14.13 КоАП РФ («Неправомерные действия при банкротстве») составляет 25-50 тыс. руб. Штраф в 25 тыс. руб. можно запросто «получить», например, опубликовав результаты торгов на два дня позже срока – хотя фактически чьи-либо интересы от этого сколь-нибудь существенно не пострадают.

Закон предусматривает и дополнительное вознаграждение арбитражного управляющего в размере 2% выручки от реализации имущества должника, а также поступивших в результате взыскания дебиторской задолженности или оспаривания сделок денег, либо от суммы удовлетворенных требований кредиторов (п. 17 ст. 20.6 закона о банкротстве). Однако это вознаграждение достаточно мифическое и ничем не гарантировано.

Таким образом, при отсутствии дополнительного финансирования банкротство граждан становится для арбитражных управляющим мероприятием убыточным, а вхождение в процедуру банкротства неизвестного заранее должника – делом чрезвычайно рискованным.

Благо, вхождение в процедуру – право, а не обязанность арбитражного управляющего, в отличие от адвокатов по назначению. Так что гражданину управляющий изначально ничего не должен.

В целом эта ситуация имеет простое решение в рамках действующего законодательства. Пункт 5 ст. 20.6 закона о банкротстве предусматривает возможность увеличения суммы вознаграждения арбитражного управляющего по решению суда в зависимости от объема и сложности выполняемой им работы, а договор оказания юридических услуг с исполнением в пользу должника может заключить и оплатить любое третье лицо. Естественно, адекватный трудозатратам и рискам размер вознаграждения существенно отличается от установленных в законе сумм. Считаю, что за 10 тыс. руб. можно найти только самых «некрасивых и хилых» арбитражных управляющих, о качестве труда которых можно говорить лишь или хорошо, или ничего.

[1]

Процедура признания отсутствующего должника банкротом

В действующем законодательстве о несостоятельности имеется такая упрощенная процедура, как банкротство отсутствующего должника. Наличие данной процедуры в законодательстве объясняется большим количеством должников, которые соответствуют всем признакам отсутствующего должника, установленным действующим законом. Важно, что в этом случае интересы кредиторов учитываются.

Читайте так же:  Как прописаться на землях сельхозназначения под лпх

Кто может быть признан отсутствующим должником

По существу отсутствующие должники — это уже недействующие лица, которые еще находятся в списке Единого государственного реестра юридических лиц.

В этом случае все чаще завершается ликвидацией юридического лица. Это позволяет сделать правильные изменения в списке Единого государственного реестра юридических лиц. То есть избавиться от уже итак не существующих по каким-то причинам хозяйствующих субъектов.

К признакам отсутствующего должника относится следующее:

  1. Фактически прекращена предпринимательская или иная деятельность.
  2. У предприятия отсутствует руководитель, или его местонахождение установить не предоставляется возможным.
  3. Все имущество предприятия заранее является недостаточным для покрытия тех расходов, которые связаны с ведением дела.
  4. Начиная со дня подачи заявления о банкротстве и в течение последующих 12 месяцев по банковским счетам должника не проводились никакие банковские операции.
  5. Наличие других признаков, которые могут свидетельствовать об отсутствии предпринимательской или другой деятельности должника.

Упрощенная процедура банкротства

В случае установления признаков отсутствующего должника непосредственно в ходе самого наблюдения, в обязанности временного управляющего входит подача заявления в арбитражный суд. Непосредственно в заявлении говорится о переходе данного дела к упрощенной процедуре, применяемое в деле о банкротстве к отсутствующему лицу. В обязанности арбитражного суда входит принятие соответствующего определения.

Финансирование ведения дела

Особенности банкротства при отсутствии непосредственно самого должника заключаются в его соответствии такому статусу по всем признакам, установленным действующим законом. Важно, что при банкротстве отсутствующего лица такие мероприятия, как наблюдение, внешнее управление и финансовое оздоровление, не проводятся.

  1. Отсутствующего должника можно признать как таковым в максимально сокращенные сроки, с использованием более упрощенной процедуры, если финансирование всего дела берет на себя тот, кто подал заявление в арбитражный суд, то есть конкурсный кредитор.
  2. Уполномоченный орган тоже может подать подобное заявление в арбитражный суд, но только при наличии необходимых средств, которые пойдут на финансирование ведения дела.

Конкурсное производство

  1. Только арбитражный суд может принимать решения о признании отсутствующего лица банкротом. В течение месяца с момента принятия заявления о банкротстве определенного лица или с момента получения заявления от временного управляющего в арбитражный суд объявляется об открытии конкурсного производства.
  2. В письменной форме конкурсный управляющий уведомляет всех известных ему кредиторов о банкротстве. Кредиторы должны в течение месяца с момента получения уведомления предъявить требования конкурсному управляющему. Арбитражным управляющим не проводится дополнительное страхование в отношении отсутствующего лица.
  3. Если в ходе процесса конкурсный управляющий обнаружит имущество отсутствующего лица, которое позволит покрыть судебные расходы, связанные с производством по делу о банкротстве, то в этом случае он просто обязан в кратчайшие сроки направить в арбитражный суд ходатайство о прекращении упрощенной процедуры. На данном основании происходит переход к процедурам, применяемым в деле о банкротстве.
  4. Арбитражный суд на основании ходатайства конкурсного управляющего об обнаружении имущества отсутствующего лица выносит определение о прекращении упрощенной процедуры признания банкротства. В дальнейшем происходит переход к процедурам, используемым в деле о банкротстве. Удовлетворение требований всех кредиторов проходит в порядке очередности, предусмотренной законом.

Заинтересованность кредитора, который инициирует начало дела, заключается в том, чтобы объявить кандидатуру арбитражного управляющего и достичь удовлетворения своих требований. Кредитор над ведением данного дела может осуществлять полный контроль в целях оспаривания сделок должника или выявления его имущества.

Данное положение применяется и в следующих случаях:

  1. Если заведомо известно, что обнаруженное имущество должника не позволит покрыть все судебные расходы, связанные с ведением данного дела.
  2. Если в течение последних 12 месяцев до момента подачи заявления о признании банкротом не проводились никакие банковские операции, связанные со счетами данного физического или юридического лица.
  3. При наличии других признаков, которые могут засвидетельствовать отсутствие предпринимательской или другой деятельности должника.

Итоги процедуры банкротства

Нельзя исключать такую возможность, что отсутствующий должник стал таковым совсем не случайно. Для этого следует, согласно судебному порядку, распутать всю схему, которая была задумана и осуществлена недобросовестным лицом, контролирующим должника. Таковыми могут являться руководители предприятия, учредители, акционеры и члены совета. Если по итогам процедуры банкротства какое-либо имущество не будет выявлено, то сама процедура заканчивается исключением должника из Единого государственного реестра юридических лиц.

Для кредитора само такое понятие, как банкрот, является бесперспективным в получении долга. Но требования некоторых кредиторов выражаются в значительных суммах. Поэтому они могут пойти на начало ведения упрощенной процедуры и ее финансирования, чтобы впоследствии уменьшить на такие значительные суммы свой налог на прибыль. Известно, что, согласно налоговому кодексу, суммы безнадежных долгов могут быть приравнены к внереализационным расходам.

Согласно действующему налоговому законодательству, безнадежными долгами, в том числе долгами, имеющими нереальные суммы к взысканию, признаются те долги, по которым истек срок исковой давности. Сюда же, согласно гражданскому законодательству, относятся те долги, по которым прекращено обязательство вследствие невозможности его исполнения. Основанием для этого может послужить ликвидация организации или соответствующий акт государственного органа. Завершение дела и признание данного долга безнадежным исключает все возможные споры кредитора с налоговыми органами.

Все расходы, понесенные кредитором, связанные по финансированию дела, в том числе и судебные, куда относится рассмотрение дела в суде, вознаграждение и затраты арбитражного управляющего, могут быть списаны конкурсным кредитором в виде судебных расходов. То есть все эти расходы можно включить в состав внереализационных расходов. Рассматривая возможность финансирования процедуры банкротства отсутствующего лица, кредитору необходимо исходить из экономической целесообразности. Поэтому лучше заранее подсчитать сумму возможных расходов и сравнить с суммой, которая появится в перспективе в виде снижения налога на прибыль.

Читайте так же:  Сколько гарантия на игрушки по закону

Банкротство отсутствующего должника

Процедура банкротства не представляет собой единичные случаи, достаточно большое количество компаний и физических лиц прибегают к ней в том случае, если их платежеспособность снизилась настолько, что не позволяет выплатить имеющиеся обязательства. Однако имеет место специфический случай, который требует отдельного рассмотрения — банкротство отсутствующего должника. Необходимость в данной процедуре возникает в том случае, если сам должник или его руководитель прекращает свою деятельность и исчезает. Если попытки установить его местонахождение не увенчаются успехом, кредитор или другой уполномоченный орган имеет право подать заявление на начало процедуры по признанию его банкротства. Рассмотрим ее особенности и этапы более подробно.

Что представляет собой банкротство отсутствующего должника?

Разработан ряд нормативных актов, в которых рассмотрена освещающая банкротство отсутствующего должника пошаговая инструкция, так же как и особенности проведения данной процедуры.

Для того чтобы юридическое лицо было в судебном порядке признано отсутствующем оно должно удовлетворять следующим признакам:

  • по факту перестало вести свою деятельность;
  • отсутствует информация о том, где находится сам руководитель организации, также как и его офис и имеющееся на балансе имущество;
  • неизвестен адрес проживания или временного проживания руководства организации.

В данном случае для признания банкротства такого должника не принимается во внимание размер его обязательств. Достаточным является выполнение условия, в соответствие с которым срок отсутствия выплат по задолженности превышает один год (это проявляется в отсутствии движения денежных средств по счетам в течение двенадцати месяцев).

Инициатором подачи заявление о банкротстве подобного должника может выступать либо кредитор, либо уполномоченный государственный орган. Сам должник не может воспользоваться статусом отсутствующего и подать соответствующего рода заявление. Если он появился и желает объявить себя банкротом, то проводимая процедура имеет стандартную схему, включающую в себя все предусмотренные законом этапы. Единственным исключением из этого правила является ситуация, в которой выполняются следующие условия:

  • хозяйственная деятельность прекращена;
  • движение по счетам не осуществлялись в течение как минимум двенадцати месяцев;
  • суммарная стоимость имущества меньше, чем требуемые расходы.

[2]

В данном случае может быть принято заявление и от самого дебитора.

В чем заключаются особенности банкротства отсутствующего должника?

Ограниченное число возможных инициаторов судебного разбирательства по поводу присвоения статуса банкрота представляет собой одну из основных особенностей данной процедуры. После подачи заявления в Арбитражный суд проходит месяц до того момента, как отсутствующий должник признается банкротом, что влечет за собой ликвидацию организации и начало конкурсного производства. Есть еще один вариант развития событий, при котором может быть объявлено об отсутствии должника. В том случае если во время стадии наблюдения назначенный временный управляющий ставит суд в известность о том, что имеются какие-либо признаки отсутствующего должника, происходит переход к упрощенной процедуре банкротства в установленные сроки (в течение месяца). Этот промежуток времени предназначен для того, чтобы поставить в известность кредиторов отсутствующего должника и получить выставляемые ими требования. Их удовлетворение происходит в порядке очередности.

Таким образом, признается финансовая несостоятельность отсутствующего должника, после чего применяются соответствующие меры.

Используемые упрощенные процедуры банкротства ликвидируемого и отсутствующего должника означают, что стадии, направленные на восстановление экономического положения организации (такие как финансовое оздоровление и внешнее управление) в данном случае пропускаются. Следовательно, на его проведение уходит гораздо меньше времени, чем при обычной процедуре признания банкротства.

Как только конкурсный управляющий приходит к выводу, что имеется имущество должника, достаточное для погашения судебных расходов по его делу, то он направляет соответствующее ходатайство в суд, после чего начинаются процедуры, которые относятся к делу о банкротстве.

Следует отметить, что проведение данного судебного разбирательства имеет ряд отличий от обычной процедуры признания банкротства. В частности, все судебные издержки в данном случае покрываются государственным уполномоченным органом, который подает соответствующее заявление. Именно он должен заплатить госпошлину и вознаграждение привлеченному управляющему по результатам проделанной работы.

Важно помнить, что в роли отсутствующего должника может выступать как юридическое лицо, так и физическое.

Также подчеркнем, что при привлечении арбитражного управляющего для ведения дел отсутствующего должника его ответственность не подвергается дополнительному страхованию.

Видео (кликните для воспроизведения).

Таким образом, можно сделать вывод, что согласно нормам, прописанным в Федеральном Законе «О несостоятельности», установление банкротства может быть осуществлено при выполнении хотя бы одного из двух оснований:

  • местоположение должника неизвестно и не может быть установлено;
  • с момента прекращения предпринимательской деятельности дебитора, приносящей прибыль, прошло более одного года.

Отдельно стоит отметить порядок, по которому признается отсутствующим физическое лицо. В данном случае действуют процедуры, отличные от тех, которые прописаны в Гражданском кодексе РФ в отношении признанных судом безвестно отсутствующих граждан. Достаточным основанием является прекращение ведения предпринимательской деятельности, доказанная неплатежеспособность, отсутствие движения денежных средств по счету в течение последнего года, наличие недостаточного для покрытия обязательств имущества.

Источники


  1. Бикеев, А. А. Трудоправовая деятельность в организации. Учебное пособие / А.А. Бикеев, М.В. Васильев, Л.С. Кириллова. — М.: Статут, 2015. — 144 c.

  2. Филиппова Е. С. Жилищное право России; Юркомпани — Москва, 2009. — 328 c.

  3. Миронов Иван Суд присяжных. Стратегия и тактика судебных войн; Книжный мир — М., 2015. — 672 c.
  4. Валютное право; Юрайт — Москва, 2011. — 592 c.
  5. История Академии Наук СССР. — М.: М.-Л.: АН СССР, 2017. — 484 c.
Банкротство при отсутствии должника
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here