Как получить справку о том что микропредприятие

Сегодня вашему вниманию предлагаем статью на тему: "Как получить справку о том что микропредприятие" с профессиональным объяснением. Если у вас в процессе прочтения возникли вопросы, то дочитайте статью до конца, а в случае, если не нашли ответа вы всегда можете обратиться к нашему дежурному консультанту.

Единый реестр субъектов МСП: системное решение проблем малого бизнеса?

На 1 августа запланировано размещение в свободном доступе первой редакции единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства (далее – реестр субъектов МСП). Напомним, ст. 4.1 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее – закон о развитии МСП), которая предусматривает создание этого нового информационного ресурса, начала свое действие в начале июля (п. 3 ст. 10 Федерального закона от 29 декабря 2015 г. № 408-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»; далее – Закон № 408-ФЗ).

Согласно задумке авторов закона, реестр субъектов МСП объединит информацию обо всех без исключения юридических лицах и ИП, которые соответствуют условиям отнесения к субъектам МСП и позволит этим хозяйствующим субъектам избежать необходимости подтверждать свой статус малого или среднего предприятия каждый раз обращаясь за господдержкой, а также участвуя в госзакупках. А кроме того, добавляют в пресс-службе Минэкономразвития России, создание такого реестра даст возможность снизить затраты крупных компаний в связи с поиском потенциальных поставщиков из числа малых и средних предприятий и повысить качество проработки мер поддержки малого и среднего предпринимательства.

Статус субъекта МСП дает ИП или юридическому лицу ряд преимуществ, по сравнению с крупным бизнесом. Так, они пользуются правом на упрощенное ведение бухгалтерского учета и кассовых операций, упрощенный порядок статистического контроля. Субъекты МСП имеют также преимущества при участии в размещении государственных и муниципальных заказов. Кроме того, для них действует особый порядок приватизации арендуемого государственного и муниципального недвижимого имущества.

Также статус субъекта МСП необходим для исключения из плана проверок в рамках «надзорных каникул» с начала 2016 года по 31 декабря 2018 года. Напомним, «надзорные каникулы» касаются практически всех видов надзорно-контрольных мероприятий и освобождают от визитов контролеров весь малый и средний бизнес (ст. 7 закона о развитии МСП, п. 1 ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», п. 1, п. 6 ст. 26.1 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»). Однако, для того, чтобы воспользоваться всеми этими привилегиями предпринимателям приходится собирать, подчас, солидный пакет документов. А прохождение положенных процедур нередко отнимает у бизнесмена не только время, но и деньги. Освободить малый и средний бизнес от ряда бюрократических процедур как раз и призван реестр МСП.

Рассмотрим, что представляет из себя новый реестр и как его создание отразится на повседневной жизни малого и среднего бизнеса.

Какие сведения попадут в реестр субъектов МСП

В первую очередь необходимо еще раз подчеркнуть, что наличие информации о том или ином хозяйствующем субъекте в реестре субъектов МСП автоматически подтверждает его соответствие определенным законом о развитии МСП критериям. Это основная идея разработчиков Закона № 408-ФЗ, реализация которой должно облегчить жизнь российским предпринимателям (ч. 1 ст. 4.1 закона о развитии МСП).

В действующей редакции закона о развитии МСП приведен перечень сведений о субъекте МСП, которые включаются в реестр. Так, в реестр будут включены сведения о:

  • регистрационных данных экономического субъекта (наименование, ИНН, место нахождения, категория МСП, код ОКВЭД и т. д.);
  • имеющихся у предприятия или ИП лицензиях;
  • производимой продукции, с указанием на соответствие такой продукции критериям отнесения к инновационной продукции, высокотехнологичной продукции;
  • включении юрлица или ИП в число участников программ партнерства в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ);
  • наличии у субъекта МСП в предшествующем календарном году контрактов, заключенных в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и Законом № 223-ФЗ (подп. 1 – 11 ч. 3 ст. 4.1 закона о развитии МСП).

Кроме этих сведений, в результате июльских поправок была предусмотрена возможность дополнить реестр МСП дополнительной информацией о хозяйствующих субъектах в соответствии с требованиями иных федеральных законов, или по решению правительства. Однако пока эта возможность не реализована на практике (п. 12 ч. 3 ст. 4.1 закона о развитии МСП).

Таким образом, новый информационный ресурс позволит не только подтвердить статус субъекта МСП, но и расскажет потенциальным заказчикам продукции и услуг о перспективах сотрудничества с тем или иным предприятием или ИП.

Как реестр будет наполняться информацией о субъектах МСП

За ведение и наполнение данными реестра МСП отвечает ФНС России. Она же будет обеспечивать доступ к нему, который будет открытым и бесплатным. Как отмечают представители службы, ознакомиться с содержимым реестра можно будет на официальном сайте ФНС России. Доступ к информационному ресурсу будет обеспечен в разделе электронных сервисов на сайте www.nalog.ru (ч. 2, ч. 9 ст. 4.1 закона о развитии МСП, ответ на обращение, опубликованный на официальном сайте ФНС России «www.nalog.ru», июнь 2016 г.).

Как неоднократно подчеркивало Минэкономразвития России, присвоение статуса субъекта МСП хозяйствующим субъектам и внесение об этом данных в реестр субъектов МСП, будет происходить автоматически, на основе уже имеющихся в распоряжении федеральных органов власти данных. Отдельно подчеркивается отсутствие дополнительных административных процедур, связанных с предоставлением предпринимателями и юридическими лицами дополнительных документов для этого. Так, реестр субъектов МСП будет сформирован на основании сведений:

  • содержащихся в налоговой отчетности (документах, связанных с применением специальных налоговых режимов);
  • содержащихся в ЕГРЮЛ и ЕГРИП;
  • поступивших от других органов государственной власти и уполномоченных организаций (ч. 4, ч. 6 ст. 4.1 закона о развитии МСП).

Таким образом, полнота и достоверность содержащихся в реестре сведений зависит не только от качества работы оператора информационного ресурса, но и от дисциплинированности самих субъектов МСП. Тем не менее, сведения о производимой продукции, об участии в программах партнерства с заказчиками, о наличии заключенных госконтрактов, субъекты МСП будут представлять самостоятельно в форме электронных документов, посредством функционала сайта ФНС России с использованием квалифицированной электронной подписи (ч. 8 ст. 4.1 закона о развитии МСП).

Читайте так же:  Приказ о назначении в должность механика

При этом специального порядка проверки достоверности вносимых в реестр сведений не предусмотрено. Как отмечают в Минэкономразвития России, малые и средние предприятия будут самостоятельно нести риски представления недостоверной информации. А в отношении данных, на основании которых ФНС России вносятся сведения, применяются обычные процедуры проверки, используемые для верификации сведений, содержащихся в представляемой предпринимателями налоговой отчетности.

Сведения о юрлицах и ИП, отвечающих условиям отнесения к субъектам МСП, установленным ст. 4 закона о развитии МСП, будут вноситься в реестр ежегодно 10 августа на основании данных, которыми располагала ФНС России на 1 июля текущего календарного года. Таким образом, как отмечают в пресс-службе Минэкономразвития России, если, допустим, ИП или юрлицо не представили сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год, или налоговую отчетность, позволяющую определить величину дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, ФНС России не внесет предприятие в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства в текущем году (п. 1 ч. 5 ст. 4.1 закона о развитии МСП).

Между тем информация о вновь созданных юрлицах и вновь зарегистрированных ИП будет попадать в реестр субъектов МСП ежемесячно – 10-го числа месяца, следующего за месяцем внесения сведений о них в ЕГРЮЛ и ЕГРИП. Напомним, такие хозяйствующие субъекты, в соответствии с законодательством о развитии МСП относятся к микропредприятиям. А о том, что хозяйствующий субъект является вновь созданным, в реестре будет сделана специальная пометка, действительная до 10 августа следующего после его регистрации в ЕГРЮЛ или ЕГРИП года. В то же время основным критерием отнесения таких юрлиц и ИП к субъектам МСП и основанием внесения сведений о них в реестр, является структура их уставного капитала, без учета условий по ограничению среднесписочной численности и доходов (ч. 3 ст. 4, п. 6 ч. 3, п. 2, п. 4 ч. 5 ст. 4.1 закона о развитии МСП).

Следует также отметить, что в первоначальной редакции реестра субъектов МСП окажутся как юрлица и ИП, соответствующие требованиям закона о развитии МСП в редакции, действовавшей до 1 января 2016 года, так и юрлица, созданные в период с 1 декабря 2015 года по 1 июля 2016 года. Также 1 августа в реестр попадут сведения о производственных кооперативах, сельскохозяйственных потребительских кооперативах, крестьянских (фермерских) хозяйствах, которые были созданы в период с 1 декабря 2015 года по 1 июля 2016 года, а также сведения об индивидуальных предпринимателях, зарегистрированных в период с 1 января 2016 года по 1 июля 2016 года (п. 7, п. 9-10 ст. 10 Закона № 408-ФЗ). Таким образом, с учетом предусмотренного Законом № 408-ФЗ переходного периода, в реестр 1 августа должны попасть все без исключения предприятия и ИП, отвечающие признакам субъекта МСП на момент запуска информационного ресурса. При этом те субъекты МСП, которые уже отвечают требованиям ст. 4 закона о развитии МСП, и получают господдержку до 1 августа этого года, сохранят на нее право до конца 2016 года (п. 11 ст. 10 Закона N 408-ФЗ).

[1]

Что будет происходить с данными о субъектах МСП после попадания в реестр

Нужно добавить, что актуализироваться данные реестра субъектов МСП, в случае изменения их статуса, будут ежемесячно, также 10-го числа месяца, следующего за месяцем поступления в ФНС России обновленных сведений. Так, ежемесячно будет обновляться информация о:

  • изменении регистрационных данных субъектов МСП;
  • юридических лицах, ИП, прекративших свою деятельность;
  • производимой продукции, участии в закупках товаров, работ, услуг для нужд органов государственной власти, органов местного самоуправления и отдельных видов юридических лиц (п. 3-4, п. 6 ч. 3 ст. 4.1 закона о развитии МСП).

Храниться сведения о субъекте МСП будут в реестре на протяжении пяти календарных лет, причем, как пояснили в пресс-службе Минэкономразвития России, вне зависимости от того, сохранил ли субъект МСП свой статус или нет. А если же предприниматель будет исключен из реестра субъектов МСП, то об этом в реестре будет сделана только соответствующая отметка, однако данные об этом хозяйствующем субъекте в перечне останутся на весь пятилетний срок (п. 5 ч. 5 ст. 4.1 закона о развитии МСП, п. 6 ст. 10 Закона № 408-ФЗ).

Исключаться из реестра будут те субъекты МСП, которые:

  • не представили в ФНС России сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год;
  • не отчитались по уплаченным налогам;
  • перестали отвечать условиям отнесения к субъекта МСП в соответствии со ст. 4 закона о развитии МСП, а также деятельность которых прекращена в установленном порядке (п. 5, п. 7 ч. 5 ст. 4.1 закона о развитии МСП).

Запуск единого реестра субъектов МСП станет ощутимым подспорьем в деле развития малого и среднего предпринимательства. Причем важно, что бенефициарами этого процесса являются в первую очередь предприниматели, а не чиновники. При этом необходимо, чтобы информационная система заработала без сбоев с самого первого дня – ведь от этого может зависеть успех того или иного коммерческого предприятия.

В то же время, заместитель Исполнительного директора «ОПОРЫ РОССИИ» по правовым вопросам и экспертизе Иван Ефременков надеется, что предприниматели не столкнутся с отказами в предоставлении господдержки из-за отсутствия сведений о них в реестре после его запуска. «Но мы планируем в первые месяцы работы реестра мониторить, совместно с предпринимателями, качество его работы и оперативно информировать о выявленных недочетах структуры, ответственные за работу этого информационного ресурса», – подчеркнул эксперт.

Тем не менее, эксперты рассчитывают, что реальный эффект от предложенных нововведений предприниматели смогут ощутить уже сразу после момента запуска реестра. А дебют этого информационного ресурса, напомним, состоится 1 августа.

Как получить справку о том что микропредприятие

Сумма среднесписочной численности работников, занятых у субъектов малого и среднего предпринимательства (юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, привлекавших в году, предшествующем году формирования реестра, наемных работников), за исключением упомянутых в части 3 статьи 4 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» вновь созданных юридических лиц (вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей).

Внимание! В указанную сумму среднесписочной численности работников не включены индивидуальные предприниматели, не привлекавшие работников.

Справка о принадлежности к субъектам малого предпринимательства

Сведения из Единого реестра малого и среднего предпринимательства (образец)

Сведения об организациях и ИП, которые соответствуют критериям отнесения их к малым или средним предприятиям, подлежат включению в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. Подробнее о ведении такого реестра и отражаемой в нем информации мы рассказывали в отдельном материале. А что понимается под справкой о принадлежности к субъектам малого и среднего предпринимательства (СМП) или выпиской СМП?

Читайте так же:  Какие документы надо при оформлении дарственной на квартиру

Выписка СМП

Информация о малых и средних предприятиях, которая содержится в реестре, размещается и обновляется 10-го числа каждого месяца на официальном сайте ФНС в специальном разделе. Размещенные сведения являются общедоступными в течение 5 календарных лет, следующих за годом размещения таких сведений на сайте (ч. 9 ст. 4.1 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ ).

Подтверждение принадлежности организации или ИП к субъектам малого и среднего предпринимательства производится заинтересованным лицом при его обращении к реестру (Письмо ФНС от 08.08.2017 № ГД-4-14/[email protected] ). Для этого на сайте будет достаточно указать один из реквизитов организации или ИП: ИНН, ОГРН, ОГРНИП, наименование организации, Ф.И.О. ИП.

Сформированные на сайте ФНС сведения из реестра можно экспортировать в Excel или сохранить в формате PDF. Такие pdf-сведения подписываются усиленной квалифицированной электронной подписью и обладают юридической силой в соответствии с п.п.1 и 3 ст. 6 Федерального закона от 06.04.2011 № 63-ФЗ .

Выдача налоговыми инспекциями аналогичных сведений в бумажном виде с оригинальными подписью и печатью не предусмотрена.

Справка о субъекте малого предпринимательства: образец

Приведем для справки СМП образец, сформированный на основании запроса на сайте ФНС.

Напомним, что подтверждение того, что организация или ИП относятся к субъектам малого предпринимательства требуется при их участии в качестве поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в закупках для обеспечения государственных и муниципальных нужд (ч. 3 ст. 30 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ ). Без такого подтверждения организация или ИП не получат преимуществ как представители малого бизнеса. При этом подачи сформированной на сайте ФНС выписки будет недостаточно (Письмо Минэкономразвития № 7158-ЕЕ/Д28и, ФАС № АЦ/13590/14 от 04.04.2014). Необходимо будет заполнить специальную декларацию, о форме и порядке заполнения которой мы рассказывали в отдельном материале.

А вот если организация или ИП участвуют в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами организаций в соответствии с нормами Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ , то для подтверждения статуса малого или среднего предприятия будет достаточно либо заполнения и подачи декларации, либо предоставления на бумажном носителе или в форме электронного документа выписки СМП с сайта ФНС (Положение, утв. Постановлением Правительства от 11.12.2014 № 1352).

Как подтвердить, что компания относится к субъектам малого и среднего бизнеса

Быть малым или средним предприятием выгодно. Для таких субъектов есть много льгот, поэтому если попасть в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, то компания или предприниматель могут рассчитывать на господдержку и сэкономить, например на налогах. Кроме того, малый бизнес имеет доступ к госзакупкам и освобожден от проверок до 2019 года. Чтобы подтвердить статус малого или среднего предприятия, нужно проверить, отвечает ли компания критериям, которые определяет закон. А затем убедиться, что компанию включили в реестр.

Как подтвердить, что компания относится к субъектам малого и среднего бизнеса

Какие предприятия относят к малым и средним

Субъектами малого и среднего бизнеса могут стать (ст. 4 Закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»; далее – Закон № 209-ФЗ):

  • производственные кооперативы;
  • потребительские кооперативы;
  • хозяйственные общества;
  • хозяйственные партнерства;
  • индивидуальные предприниматели;
  • крестьянские (фермерские) хозяйства.

Эти лица должны отвечать трем критериям:

  • состав учредителей;
  • число сотрудников;
  • размер дохода.

Состав учредителей

Это требование не распространяется на индивидуальных предпринимателей и компании, чьи учредители – только физические лица. Причем не важно – российские или иностранные. Если в число участников компании входят иные учредители, то их доля не должна превышать:

  • 25 процентов в сумме, если это государственные образования (Российская Федерация, ее субъекты, а также муниципальные образования);
  • 25 процентов в сумме, если это общественные и религиозные организации и фонды;
  • 49 процентов в сумме, если это прочие организации.

Эти лимиты не касаются:

  • организаций, которые сами субъекты малого и среднего предпринимательства;
  • акционеров высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики;
  • организаций, которые применяют новейшие технологии, разработанные их учредителями – бюджетными или научными учреждениями;
  • организаций, учредители которых есть в перечне лиц, оказывающих господдержку инновационной деятельности.

Число сотрудников Среднесписочная численность сотрудников за прошлый календарный год не должна превышать:

  • от 101 до 250 включительно – для средних предприятий. Иное значение может установить Правительство РФ, если основной вид деятельности организации связан с легкой промышленностью (производство одежды, текстильных изделий, изделий из кожи, обработка кожи);
  • до 100 включительно – для малых предприятий;
  • до 15 – для микропредприятий.

Размер дохода Предельные значения дохода от предпринимательской деятельности за прошлый календарный год не должны превышать:

  • для средних предприятий – 2 млрд руб.;
  • для малых предприятий – 800 млн руб.;
  • для микропредприятий – 120 млн руб.

Такие значения утвердило Правительство РФ в постановлении от 4 апреля 2016 г. № 265 «О предельных значениях дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства». Доход от предпринимательской деятельности суммируется по всем видам деятельности и применяется по всем налоговым режимам. Принадлежность к малому и среднему бизнесу определяют по наибольшему показателю из трех. Категория предприятия изменится, если от указанных значений в течение трех календарных лет подряд будет отклоняться:

  • состав участников;
  • численность работников;
  • размер выручки от реализации товаров, работ и услуг.

Как подтвердить статус малого и среднего предприятия

Чтобы подтвердить свой статус малого и среднего предприятия, нужно попасть в Единый реестр малого и среднего предпринимательства и получить выписку из реестра.

Как попасть в реестр

Единый реестр малого и среднего предпринимательства ведет ФНС России. Чтобы попасть в него, никаких документов подавать не надо. Налоговая служба вносит сведения в реестр автоматически. Реестр формируют на основе сведений о доходах и среднесписочной численности сотрудников, данных ЕГРЮЛ, ЕГРИП и информации из госорганов. Если компании нет в реестре, то можно подать заявку, и ФНС внесет сведения вручную. Также можно поправить некорректные данные либо внести дополнительные сведения, чтобы заказчики получили полную информацию. Кроме того, можно сообщить о своей продукции, заключенных контрактах, участии в программах партнерства, контактах. Это можно сделать самостоятельно. Информацию в реестре обновляют один раз в год 10 августа по состоянию на 1 июля текущего года.

Как получить выписку из реестра

Для этого нужно зайти на сайт реестра и ввести ИНН, ОГРН, наименование организации или Ф. И. О. предпринимателя. После этого можно скачать и распечатать выписку. В выписке из реестра уже есть усиленная электронная подпись. Такая выписка обладает юридической силой (п. 1, 3 ст. 6 Закона от 6 апреля 2011 г. № 63-ФЗ «Об электронной подписи»). Местные налоговые инспекции не выдают справки о принадлежности к субъектам малого и среднего предпринимательства (письмо ФНС России от 8 августа 2017 г. № ГД-4-14/15554).

Читайте так же:  Полис росно кому можно оформить

Как доказать принадлежность к субъектам малого и среднего предпринимательства? (Медведева Т.М.)

Дата размещения статьи: 14.12.2015

Бизнес-структуры принято делить на крупные, средние и малые. Указанная градация используется во всем деловом мире, и Россия не является исключением. Что дает российскому хозяйствующему субъекту признание его субъектом малого или среднего предпринимательства? Прежде всего, предоставляет возможность применить ряд дополнительных преференций (например, выкупать арендуемые площади на льготных условиях, вести бухучет по упрощенным правилам, использовать преимущества при госзакупках, послабления в кассовой дисциплине и налогообложении и т. д.).

Между тем принадлежность хозяйствующего субъекта к малому и среднему бизнесу нужно еще доказать. Для этого субъекту необходимо соответствовать условиям (критериям), определенным положениями Закона N 209-ФЗ . Всего таких критериев три: требования к структуре уставного (складочного) капитала, средней численности и размеру выручки от реализации товаров (работ, услуг). Обозначенные критерии законодатель в середине 2015 г. изменил. Повлекли ли за собой данные поправки изменение статуса хозяйствующих субъектов?
———————————
Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

Для подтверждения принадлежности к категории субъектов малого и среднего предпринимательства (далее — СМСП) хозяйствующему субъекту не нужно получать никаких специальных документов. Свой статус и принадлежность к малому или среднему предприятиям он может подтвердить в части размера выручки и средней численности — налоговой и статистической отчетностью, в части структуры уставного (складочного) капитала — выпиской из ЕГРЮЛ (ЕГРИП) (см., например, Решение Санкт-Петербургского УФАС от 20.05.2015 N 02/11745 по жалобе N Т02-210/15).
———————————
В соответствии с ч. 7 ст. 4 Закона N 209-ФЗ выручка от реализации товаров (работ, услуг) за календарный год определяется в порядке, установленном Налоговым кодексом.

Критерии изменились: как именно?

Частью 1 ст. 4 Закона N 209-ФЗ определены категории субъектов малого и среднего предпринимательства: это потребительские кооперативы, коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), индивидуальные предприниматели и крестьянские (фермерские) хозяйства. Все они должны соответствовать условиям, установленным положениями ст. 4 Закона N 209-ФЗ.

Требования к структуре уставного (складочного) капитала

Изменения в п. 1 ч. 1 ст. 4 Закона N 209-ФЗ, который определяет требования к структуре уставного (складочного) капитала хозяйствующих субъектов, внесены Законом N 156-ФЗ . Для наглядности эти требования (до внесения в них поправок и после) представлены в таблице 1.
———————————
Федеральный закон от 29.06.2015 N 156-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

Таблица 1

Критерии для СМСП

Суммарная доля участия:

иностранных юридических лиц

49%

общественных и религиозных организаций (объединений)

благотворительных и иных фондов

Доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства

49%

———————————
Новые предельные значения применяются с 30.06.2015.

Добавим: Законом N 156-ФЗ не только изменен процентный барьер доли в уставном (складочном) капитале, но и добавлен (в п. 1 ч. 1 ст. 4 Закона N 209-ФЗ) перечень компаний, не подпадающих под данное ограничение. В нем поименованы компании, являющиеся участниками проекта «Сколково», а также хозяйствующие субъекты, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности , исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) названных компаний — бюджетным, автономным научным учреждениям либо являющимся бюджетными учреждениями, автономными учреждениями образовательным организациям высшего образования.
———————————
Результатами интеллектуальной деятельности являются программы для ЭВМ, базы данных, изобретения, полезные модели, промышленные образцы, селекционные достижения, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау).

Средняя численность работников

Данный показатель изменениям не подвергся. Как и раньше, для каждой категории СМСП действует свое предельное значение средней численности работников за предшествующий календарный год, установленное в п. 2 ч. 1 ст. 4 Закона N 209-ФЗ.

Видео (кликните для воспроизведения).

Таблица 2

для малого предприятия

для среднего предприятия

Средняя численность работников за предшествующий календарный год

До 100 человек включительно

От 101 до 250 человек

———————————
Средняя численность работников за календарный год определяется с учетом всех работников хозяйствующего субъекта, в том числе работников, работающих по гражданско-правовым договорам или по совместительству, исходя из реально отработанного времени, работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений микропредприятия, малого или среднего предприятия (ч. 6 ст. 4 Закона N 209-ФЗ).

Выручка от реализации товаров (работ, услуг)

Предельные значения для третьего критерия — размера «реализационной» выручки (определяется без учета НДС) или балансовой стоимости активов (остаточной стоимости ОС и НМА) за предшествующий календарный год — определены в п. 3 ч. 1 ст. 4 Закона N 209-ФЗ. Но не прямо, а с отсылкой на правительственный акт.
———————————
Заметим: предельные значения балансовой стоимости активов Правительством РФ до сих пор не определены. При их утверждении Правительство РФ должно исходить из того, что балансовая стоимость активов определяется в соответствии с законодательством РФ о бухгалтерском учете (ч. 8 ст. 4 Закона N 209-ФЗ).

Причем ранее имелась норма (ч. 2 названной статьи), которая оговаривала периодичность принятия подобного акта — раз в пять лет. На основании пп. «б» п. 2 ст. 5 Закона N 156-ФЗ она признана утратившей силу. Исходя из этого данное изменение теперь не ограничивает Правительство РФ каким-либо сроком для установления новых предельных значений для размера выручки от реализации товаров (работ, услуг), что, в свою очередь, указывает на необходимость осуществления хозяйствующими субъектами регулярного мониторинга обозначенных предельных значений.
Вскоре после корректировки положений ст. 4 Закона N 209-ФЗ Правительством РФ (Постановление от 13.07.2015 N 702) были утверждены новые предельные значения размеров выручки, подлежащие применению для определения статуса хозяйствующего субъекта.

Таблица 3

Размер выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС за предшествующий календарный год

в редакции Постановления N 101

в редакции Постановления N 702

———————————
Постановление Правительства РФ от 09.02.2013 N 101 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства».

Обратите внимание! Ограничения, установленные п. п. 2 и 3 ч. 1 ст. 4 Закона N 209-ФЗ, распространяются не только на юридических лиц, но и на индивидуальных предпринимателей. Как подчеркнули чиновники Минэкономразвития в Письме от 15.10.2009 N Д05-4741, термин «субъекты малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» включает в себя и тех, и других хозяйствующих субъектов.

О порядке изменения статуса субъекта

Согласно ч. 3 ст. 4 Закона N 209-ФЗ категория СМСП определяется в соответствии с наибольшим по значению условием, установленным п. п. 2 и 3 ч. 1 поименованной статьи.
Статус хозяйствующего субъекта изменится только в том случае, если предельные значения (выручки и средней численности) будут выше или ниже предельных значений, указанных в п. п. 2 и 3 ч. 1 ст. 4 Закона N 209-ФЗ, в течение трех календарных лет, следующих один за другим. Именно так теперь звучит ч. 4 названной статьи. Напомним, что прежней редакцией данной части был оговорен иной срок: в течение двух календарных лет, следующих один за другим. Иными словами, период, по истечении которого хозяйствующий субъект может потерять свой статус СМСП, увеличен на один год.
Корректировка положений ст. 4 Закона N 209-ФЗ, разумеется, повлекла за собой вопросы от хозяйствующих субъектов о порядке отнесения их к категории СМСП.
Вот что ответили чиновники Минэкономразвития на одно из подобных обращений в Письме от 10.09.2015 N Д05и-1163. Правда, они оговорились, что у ведомства отсутствуют полномочия по осуществлению официального толкования нормативных правовых актов, и тем самым дали понять, что не настаивают на обязательном применении приведенных в названном Письме разъяснений.

Читайте так же:  Облагается ли налогом хозпостройки в сельской местности

Разъяснения Минэкономразвития

Итак, для подтверждения принадлежности к субъектам малого и среднего бизнеса хозяйствующий субъект должен соответствовать ряду критериев, определенных положениями Закона N 209-ФЗ (требованиям к структуре уставного (складочного) капитала, средней численности и размеру выручки от реализации товаров, работ и услуг). Для этого ему не нужно получать никакого специального документа. Свой статус он может подтвердить налоговой и статистической отчетностью (в части размера выручки и средней численности) и выпиской из ЕГРЮЛ (в части структуры уставного капитала). Если предельные значения (выручки и средней численности) будут выше или ниже предельных значений в течение трех календарных лет, следующих один за другим, хозяйствующий субъект более не будет считаться представителем малого и среднего бизнеса.
В Письме N Д05и-1163 чиновники Минэкономразвития пояснили порядок выполнения требований Закона N 209-ФЗ о периодичности соблюдения предельных значений. Однако их рассуждения, по мнению автора, являются спорными, а потому следование им является рискованным для хозяйствующих субъектов.

Малые предприятия включат в Реестр по данным налоговой отчетности

Недавно изменились критерии отнесения хозяйствующих субъектов к малым и средним предприятиям. Об этом новшестве и его последствиях рассказывает представитель Минэкономразвития России.

Максим Викторович, для чего были изменены критерии отнесения хозяйствующих субъектов к малому и среднему бизнесу?

М.В. Паршин: Изменения, внесенные в законодательство, связаны с созданием и последующим ведением в автоматическом режиме Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства. Например, от понятия «выручка» мы переходим к понятию «доход от ведения предпринимательской деятельности», от понятия «средняя численность работников» — к понятию «среднесписочная численность работников». Уточнены организационно-правовые формы хозяйствующих субъектов, которые могут быть признаны малыми или средними предприятиями.
Оператором Реестра назначена Федеральная налоговая служба. Реестр заработает на сайте ФНС с 1 августа 2016 г.

И с 1 августа вводятся дополнительные критерии отнесения к субъектам МСП. Один из них — предельная суммарная доля участия в уставном капитале иностранных и крупных организаций — относится к обществам с ограниченной ответственностью. А к акционерным обществам этот критерий не применяется?

М.В. Паршин: Если доля крупных или иностранных компаний в уставном (складочном) капитале предприятия превышает 49%, такое предприятие теряет статус субъекта МСП. Подобный критерий существует в законодательстве многих стран и получил в зарубежной практике название «критерий независимости происхождения». Сейчас в информационных ресурсах ФНС нет оперативной информации о структуре уставного капитала акционерных обществ. Поэтому применить такой критерий к АО и внести в Реестр субъектов МСП сведения об АО пока невозможно. Так что этот критерий действительно применяется только для обществ с ограниченной ответственностью.

В перспективе мы рассчитываем разработать механизм сбора таких сведений для целей ведения Реестра — либо непосредственно у эмитентов, либо у организаций, обладающих соответствующей информацией. Прорабатывается вопрос объединения информационных систем Минэкономразвития, Банка России и ФНС.

Получается, «обычные» АО, не выпускающие высокотехнологичную или инновационную продукцию, не смогут получить статус МСП и попасть в Реестр?

М.В. Паршин: Действительно, данные об «обычных» АО с небольшим доходом и численностью работников пока не могут быть включены в Реестр. Но наиболее массовая форма организации малого бизнеса в России — общество с ограниченной ответственностью. Сведения о таких компаниях в Реестр, безусловно, будут включены, если эти общества соответствуют критериям по размеру дохода от ведения предпринимательской деятельности, среднесписочной численности работников и структуре уставного капитала.

Какова с 01.08.2016 максимальная среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год для малых предприятий: 99 или 100 человек? А для микропредприятий — 14 или 15 человек?

[2]

М.В. Паршин: Среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать для малых предприятий 100 человек включительно, для микропредприятий — 15 человек включительно. А для средних предприятий — 250 человек включительно.

Реестр заработает с 1 августа 2016 г. Но некоторые показатели (доход, численность работников) определяются по итогам предыдущего года. Лишаются ли организации, переставшие соответствовать правилам отнесения к малым предприятиям, этого статуса уже с 2016 г. или с 2017 г.?

М.В. Паршин: До 1 августа 2016 г. применяются прежние правила отнесения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к субъектам МСП (по категориям микро-, малые и средние предприятия).

Организации и индивидуальные предприниматели, отвечающие этим условиям и получавшие поддержку по государственным и муниципальным программам до 1 августа, сохранят право на такую поддержку до конца 2016 г.

При этом с 1 августа 2016 г. отнесение предприятий к категории субъектов малого или среднего предпринимательства и внесение сведений о них в Реестр будут происходить по новым критериям.

Наш читатель приводит такую ситуацию. На начало 2015 г. по действующей в то время редакции Закона № 209-ФЗ организация относилась к средним предприятиям (выручка больше 400 млн руб., но меньше 800 млн руб. в течение 2 лет подряд). С 25 июля 2015 г. изменились критерии отнесения предприятий к малым: увеличился до 800 млн руб. предельный размер выручки за предшествующий год. У организации выручка в предшествующие 3 года подряд не превышала 800 млн руб. (и по другим показателям организация не превышала предельные значения для малых предприятий). Изменила ли организация с 25 июля 2015 г. свой статус на «малое предприятие» автоматически?

М.В. Паршин: Категория субъекта МСП изменяется тогда, когда предельные значения средней численности работников или выручки выше или ниже установленных в течение 3 календарных лет подряд. Поэтому сейчас такая организация может быть отнесена к малым предприятиям.

В 2015 г. выручка организации была более 800 млн руб. По всем остальным показателям организация не превысила предельных значений. Будет ли организация относиться к малым предприятиям с 1 августа 2016 г.?

М.В. Паршин: С 1 августа 2016 г. при отнесении организаций и предпринимателей к субъектам МСП вместо категории выручки от реализации товаров (работ, услуг) мы переходим к использованию категории дохода от ведения предпринимательской деятельности. Сейчас Минэкономразвития России разрабатывает проект соответствующего постановления Правительства РФ.

Читайте так же:  Реально ли взять кредит на копию паспорта чужого человека

Предельные значения дохода будут такими же, как сейчас предельные значения выручки: для микропредприятий — 120 млн руб., для малых — 800 млн руб., для средних — 2 млрд руб.

Поскольку критерии поменялись, при формировании Реестра категория предприятия (микро-, малое или среднее предприятие) будет определяться на основе данных о полученном доходе от ведения предпринимательской деятельности только за предшествующий 2015 г., без учета данных за 2013 и 2014 гг.

Таким образом, организация, о которой идет речь, может быть отнесена к категории среднего предприятия, если ее совокупный доход за 2015 г. находится в интервале от 800 млн до 2 млрд руб. При этом, конечно, должны соблюдаться и другие условия (в частности, среднесписочная численность работников за 2015 г. не должна превышать 250 человек).

Расскажите о Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства. Какие сведения о малых и средних предприятиях будут в нем содержаться? Кто будет их вносить?

М.В. Паршин: Помимо категории МСП (микро-, малое или среднее предприятие), в Реестре будут отражены сведения о том, какую продукцию предприятие производит, о его видах деятельности, данные о полученных им лицензиях, об участии в закупках товаров, работ, услуг для нужд органов государственной власти, органов местного самоуправления и отдельных видов юридических лиц.

Реестр будет формироваться на основании:

— сведений налоговой отчетности (в том числе по спецрежимам), которую организация или предприниматель представляли в ИФНС в прошлом году;

— сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ и ЕГРИП;

— сведений, поступивших в ФНС от других ведомств в порядке информационного
взаимодействия;

— сведений, которые предприниматели могут подать в добровольном порядке.

То есть сами организации и предприниматели подавать сведения о себе для внесения в Реестр не должны?

М.В. Паршин: При формировании Реестра ФНС будет использовать сведения, которые содержатся в налоговой отчетности. Поэтому самое важное — правильно оформлять и своевременно подавать отчетные документы.

В то же время, как я уже сказал, предприниматели смогут в добровольно-заявительном порядке подать в ФНС некоторые сведения для их внесения в Реестр. Например, информацию о том, что организация или предприниматель выпускает инновационную и высокотехнологичную продукцию. Или сведения о том, что организация — участник программы партнерства, которую реализует государственная компания — заказчик для своих контрагентов, чтобы повысить их организационную и технологическую готовность к исполнению заказов. Или данные о том, что у организации или предпринимателя в предшествующем календарном году были государственные и муниципальные контракты и (или) договоры с компаниями с государственным участием.

Такие сведения любой предприниматель сможет представить в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью. Это можно будет сделать с помощью специального сервиса, размещенного на официальном сайте ФНС с 1 августа 2016 г.

Если организация или предприниматель перестанут соответствовать критериям, их исключат из Реестра?

М.В. Паршин: Впервые сведения в Едином реестре субъектов МСП появятся 1 августа 2016 г. Потом этот Реестр будет обновляться ежегодно 10 августа в автоматическом режиме. Но сведения о созданных предприятиях и предприятиях, прекративших деятельность, будут обновляться ежемесячно.

Если хозяйствующий субъект потеряет статус субъекта МСП, в следующем году сведения о нем исключат из Реестра и он не сможет пользоваться мерами поддержки.

А если каких-то важных сведений в налоговой отчетности организации или предпринимателя будет недоставать?

М.В. Паршин: Если в отчетности нет сведений о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год или отчетность не позволяет определить величину дохода за предшествующий год, сведения о предпринимателе будут исключены из Реестра. Поэтому правильно оформлять и вовремя сдавать отчетность в налоговые органы очень важно.

Кто сможет пользоваться Реестром?

[3]

М.В. Паршин: Все желающие. Например, крупные компании смогут с помощью Реестра найти потенциальных поставщиков из числа малых и средних предприятий. Для этого на сайте ФНС будет работать специальный бесплатный сервис.

Кроме того, ведомства будут использовать данные Реестра для планирования контрольно-надзорной деятельности. Для малых предприятий предусмотрены в 2016—2018 гг. трехлетние надзорные каникулы. Именно по Реестру контрольные органы будут сверять информацию о таких предприятиях.

Как будет проверяться достоверность сведений, которые вносятся в Реестр?

М.В. Паршин: Специального порядка нет. Будут применяться обычные процедуры проверки сведений, содержащихся в налоговой отчетности, которую организации и предприниматели подают в налоговые органы.

Если субъекты МСП получают дополнительную поддержку, федеральные и региональные органы исполнительной власти и органы местного самоуправления должны включить их в реестр субъектов МСП — получателей поддержки. Зачем вести отдельные реестры, если есть Реестр ФНС?

М.В. Паршин: Цели ведения этих реестров разные.

Реестры субъектов МСП — получателей поддержки нужны для того, чтобы проконтролировать ход оказания такой поддержки, отследить целевое расходование средств.

Сведения в реестрах субъектов МСП — получателей поддержки хранятся дольше, чем в Едином реестре субъектов МСП. Если организация или предприниматель утратят статус субъекта МСП и перестанут получать поддержку, данные о них останутся в реестре получателей поддержки еще 3 года после окончания срока ее оказания.

Новостная рассылка для бухгалтера

Ежедневно мы отбираем важные для работы бухгалтера новости, экономя ваше время.

Видео (кликните для воспроизведения).

Получайте бесплатную рассылку бухгалтерских новостей на электронную почту.

Источники


  1. Теория государства и права. — М.: АСТ, Сова, 2010. — 160 c.

  2. Данилов, Е.П. Жилищные споры: Комментарий законодательства. Адвокатская и судебная практика. Образцы исковых заявлений и жалоб. Справочные материалы / Е.П. Данилов. — М.: Право и Закон, 2018. — 352 c.

  3. Молчанов, В.И. Огнестрельные повреждения и их судебно-медицинская экспертиза: Руководство для врачей / В.И. Молчанов, В.Л. Попов, К.Н. Калмыков. — М.: Медицина, 2014. — 272 c.
  4. Жанна, Владимировна Уманская История и методология науки. Учебник для бакалавриата и магистратуры / Жанна Владимировна Уманская. — М.: Юрайт, 2016. — 653 c.
  5. Троицкий, Н. А. Корифеи российской адвокатуры: моногр. / Н.А. Троицкий. — М.: Центрполиграф, 2015. — 416 c.
Как получить справку о том что микропредприятие
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here