Общепризнанные принципы и нормы в правовой системе российской федерации

Сегодня вашему вниманию предлагаем статью на тему: "Общепризнанные принципы и нормы в правовой системе российской федерации" с профессиональным объяснением. Если у вас в процессе прочтения возникли вопросы, то дочитайте статью до конца, а в случае, если не нашли ответа вы всегда можете обратиться к нашему дежурному консультанту.

Общепризнанные принципы и нормы международного права в правовой система рф

Взаимодействие международного права и Российской правовой системы

Общепризнанные принципы и нормы международного права в правовой система рф

Если договором РФ установлены иные ‘правила, чем предусмотренные законодательством, то применяются правила международного договора (ч. 4 ст. 15). Если положения официально опубликованных международных договоров РФ не требуют издания внутри государственных актов для применения, они действуют в нашей стране непосредственно.

Международные правовые нормы как часть правовой системы Российской Федерации

Общепризнанные принципы и нормы права, закрепленные в международных пактах, конвенциях и иных документах (в частности, во Всеобщей декларации прав человека, Международном пакте о гражданских и политических правах, пакте об экономических, социальных и культурных правах), и договоры Российской Федерации являются в соответствии с ч.

§ 1. Соотношение и внутригосударственного: общие вопросы В практике отношений и внутреннем праве от­дельных государств встречаются различные способы решения вопро­са о формах взаимодействия и внутригосударствен­ного законодательства.

Можно выделить две монистические и одну дуалистическую концепции соотношения международного и внутри­государственного права.

Артём Алексеевич Родин

Общепризнанные принципы и нормы права и договоры Российской Федерации (в качестве источников международного) согласно части 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.

Действие договоров в Российской Федерации Включение Конституцией РФ общепризнанных принципов и норм международного права и договоров в правовую систему нашей страны коренным образом меняет понятие правовой системы России, ее структуру, ставит по-новому вопрос о соотношении, иерархии правовых актов по их юридической силе и содержащихся в них правовых нормах.

Одна из существенных новелл Конституции Российской Федерации 1993 года — провозглашение ею прямого действия Конституции и вхождения общепризнанных принципов и норм права и международных договоров России в качестве составной части системы страны (ст.15). Отмечая важность указания на прямое действие Конституции, не следует вместе с тем преувеличивать значение этого факта.

Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ

Сегодня МОТ осуществляет свою правотворческую деятельность путем принятия двух видов международно-правовых документов: рекомендательные (декларации, рекомендации); юридически обязательные (пакты, конвенции, протоколы).

Глава СКР Александр Бастрыкин предложил убрать из Конституции России положения об общепризнанных принципах и нормах международного права как части правовой системы страны Глава Следственного комитета России Александр Бастрыкин предложил исключить из Конституции Российской Федерации положения об общепризнанных принципах и нормах как неотъемлемой части правовой системы России.

3. Общепризнанные (всеобщие) принципы права, закрепленные и действующие в правовой системе России В ч.

4 ст. 15 Конституции РФ отмечается, что общепризнанные принципы и нормы и договоры России являются составной частью ее правовой системы. Большинство общепризнанных принципов права нашло свое за-крепление в Конституции РФ, федеральных конституционных законах, федеральных законах и законах субъектов Российской Федерации.

Общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры как источники конституционного права РФ, их место в правовой системе РФ.

Ч. 4 ст.15 КРФ: «Общепризнанные принципы и нормы межд. права и межд. договоры РФ являются составной частью ее пр. системы. Если межд. договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила межд. договора».

Комм. под ред. В.В. Лазарева: В широком соц.-пр. плане это означает, что в основе пр. государственности в РФ лежат не только принципы, закрепленные отечественным законодательством, но и общепризнанные стандарты, принятые в межд. сообществе. В более конкр. юр. плане из этого положения вытекают следующие выводы: (1) общепризнанные принципы и нормы межд. права в принципе не противоречат КРФ и НПА, составляющим пр. систему РФ; (2) КРФ идет значительно дальше в признании приоритета межд. договоров РФ перед нормами нац. законодательства, поскольку в случае коллизии между ними предпочтение отдается межд. договору; (3) правоприменители в пределах своей компетенции не тк вправе, но и обязаны применять правила межд. договоров для разрешения конкр. дел, а физ. и юр. лица, др. субъекты вправе прибегать к нормам межд. права, обязательным для РФ, в целях защиты своих прав.


В статье не содержится определения общепризнанных принципов и норм межд. права. Следовательно, эти принципы и нормы д.б. признаны таковыми РФ; без подобного признания они не могут считаться частью ее пр. системы, порождающей для государства в целом, его органов и д/лиц юр. обязательства.

Согласно ст. 38 Статута Межд. Суда ООН источниками общепризнанных принципов и норм межд. права являются: межд. конвенции — об. и спец.; межд. обычай как док-во всеобщей практики, признанной в качестве пр. нормы; об. принципы права, признанные цивилизованными народами. Конституция является сп-бом и юр. формой такого признания. Недопустимо, ссылаясь на об. принципы права, обходить Конституцию и закон, поскольку это привело бы к размыванию конст. функций и лишало бы Конституцию рационализирующего и стабилизирующего воздействия на организацию и функционирование гос.-орг. общества.

К пр. системе РФ отнесены межд. договоры, а именно те договоры, в отношении которых она выразила согласие на их обязательность и которые вступили для нее в силу, договоры, к которым она присоединилась, а тж договоры, в отношении которых она стала продолжателем или правопреемником СССР. При этом межд. договоры имеют преимущество перед законами.

ППВС от 10 октября 2003 г. №5: «Под общепризнанными принципами межд. права следует понимать основополагающие императивные нормы межд. права, принимаемые и признаваемые межд. сообществом государств в целом, отклонение от которых недопустимо (принцип всеобщего уважения прав человека и принцип добросовестного выполнения межд. обязательств). Под общепризнанной нормой межд. права следует понимать правило поведения, принимаемое и признаваемое межд. сообществом государств в целом в качестве юр. обязательного. Содержание указанных принципов и норм межд. права может раскрываться, в частности, в документах ООН и ее спец. учреждений.

Под межд. договором надлежит понимать межд. соглашение, заключенное РФ с ин. государством либо с межд. организацией в письменной форме и регулируемое межд. правом независимо от того, содержится такое соглашение в одном документе или в нескольких, связанных между собой документах, а тж независимо от его конкретного наименования. Согласно ч. 3 ст. 5 Фед. закона «О межд. договорах РФ» положения официально опубликованных межд. договоров,, не требующие издания внутригос. актов для применения, действуют в РФ непосредственно. Для осуществления иных положений межд. договоров принимаются соответствующие пр. акты».

Общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации

Проблема соотношения национального и международного права приобретает в современных условиях универсальное значение. Она проявляется, по мнению Ю.А. Тихомирова, как в масштабных взаимовлияниях названных правовых систем, так и во всё большем «проникновении» международных принципов и норм в национальные правовые системы. В российском праве основы правового регулирования «пересечения» данных сфер закрепляются в п. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации. В соответствии с ней общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры России являются составной частью отечественной правовой системы.

Читайте так же:  После лишения прав кода можно идти сдавать билеты

В подтверждение этого в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 октября 1995 г. № 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» судам при осуществлении правосудия рекомендовалось принимать во внимание тот факт, что общепризнанные принципы и нормы международного права наряду с международными договорами являются составной частью правовой системы России. Аналогичное положение содержится и в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 октября 2003 г. № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации».

Общепризнанные принципы и нормы международного права представляют собой принципы и нормы, установленные и признанные международным сообществом как применимые в международном праве и обязательные для всех его членов. В доктрине международного права они в основном обозначаются как нормы общего международного права.

К ним относятся:

— нормы, содержащиеся основополагающие принципы международного права;

— нормы общего международного обычного права;

— общие принципы права;

— признанные цивилизованными нациями.

Можно согласиться с мнением М.В. Баглая, который считает, что «формулировка «общепризнанные принципы и нормы международного права» таит в себе много неясностей, поскольку в мире не существует общепризнанного определения этих принципов и норм». В силу этого использование норм международного права должно определяться национальным законодательством». Согласно уже упомянутому Постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 октября 2003 г. под общепризнанными принципами международного права следует понимать основополагающие императивные нормы международного права, принимаемые и признаваемые международным сообществом государств в целом, отклонение от которых недопустимо.

Некоторые правоведы утверждают, что использование и применение норм международного права не меняет их международно-правового характера и содержания, что они не инкорпорируются в национальное право, не преобразуются во внутригосударственные законодательные нормы, а применяются на территории государства в том же объёме, что и в международном праве. Другие учёные делали попытку доказать, что в сфере национального права могут действовать только нормы внутреннего права и органы государства руководствуются только этими нормами.

По мнению В.А. Каланды, инкорпорируемая норма международного права изменяет свою природу и должна рассматриваться субъектами внутреннего права в качестве нормы национального права. Е.Т. Усенко считает, что, являясь составной частью правовой системы Российской Федерации, нормы международного права все же сохраняют свою автономность.

Американский ученый Л. Хенкин, рассматривая роль принципов международного права в развитии института прав и свобод человека и гражданина в национальном законодательстве, отмечает, что «международное право прав человека направляет и дополняет внутригосударственное право, способствуя исправлению недостатков конституций и законов отдельных государств, но оно не заменяет, и в действительности не может заменить соответствующее национальное законодательство». Международное право, хотя и играет огромную роль в развитии современного российского законодательства, но оно не может заменять его. Возможность применения норм и принципов международного права и его рамки должны определяться национальным законодательством.

При использовании в правоприменительном процессе международных договоров необходимо принимать во внимание, что имеются в виду международные договоры Российской Федерации, ратифицированные Государственной Думой в форме федеральных законов и одобренные Советом Федерации. Международные договоры, ратифицированные Федеральным Собранием, публикуются одновременно с федеральными законами об их ратификации.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 15 июля 1995 г. № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» под международным договором Российской Федерации понимается международное соглашение, заключенное Российской Федерацией с иностранным государством (или государствами) либо с международной организацией в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится ли такое соглашение в одном документе или в нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования.

Ратификация (утверждение, принятие) международного договора означает в зависимости от случая форму выражения согласия Российской Федерации на обязательность для нее международного договора. В соответствии со ст. 14 Федерального закона «О международных договорах» в соответствии с Конституцией Российской Федерации ратификация международных договоров Российской Федерации осуществляется в форме федерального закона.

Согласие Российской Федерации на обязательность для неё международного договора может выражаться в следующих действиях:

— обмен документов, образующих договор;

— присоединение к договору;

— применение любого другого способа выражения согласия, о котором условились договаривающиеся стороны.

В законе перечисляются виды международных договоров, подлежащих ратификации.

В зависимости от уровня договаривающихся сторон различаются:

— договоры межведомственного характера.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: На стипендию можно купить что-нибудь, но не больше. 8840 —

| 7188 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

45 Общепризнанные принципы и нормы международного права в правовой системе России.

Норма международного права — это созданное соглашением субъектов формально определенное правило, устанавливающее для них права, обязанности и обеспечиваемое юридическим механизмом.

Все большее число конституций содержат положения, посвященные международному праву и призванные обеспечить его реализацию. Более того, многие из них устанавливают приоритет международно-правовых норм.

В преамбуле Конституции РФ провозглашено, что многонациональный народ Российской Федерации сознает себя частью мирового сообщества. Одним из объективных факторов, характеризующих это сообщество, является взаимодействие в его рамках суверенных государств.

Конституция РФ устанавливает, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой систем, при этом если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора РФ (ч.4 ст.15 Конституции РФ). Принцип автоматической включенности норм международного права в национальную правовую систему зафиксирован также в конституциях ряда иностранных государств, в частности, Германии, Греции, Болгарии, Испании, Украины.

Конституция РФ закрепляет право каждого обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты. В настоящее время существует возможность обращения россиян, в частности, в Европейский Суд по правам человека в Страсбурге (Франция).

Конституция РФ предусматривает возможность наличия у гражданина России двойного гражданства, в соответствии с международным договором РФ. В соответствии с нормами международного права, по общему правилу за иностранными гражданами и лицами без гражданства, находящимися в России, признаются равные с россиянами права и обязанности.

В соответствии с общепризнанными нормами международного права Россия вправе предоставить политическое убежище иностранным гражданами и лицам без гражданства. Исходя из этого, не допускается выдача другим государства лиц, преследуемых за политические убеждения.

Читайте так же:  Претензия в связной возврат навязываных услуг

Конституция РФ предусматривает возможность выдачи лиц, кроме российских граждан, обвиняемых в совершении преступления, криминализированных также и в России, а также передачи осужденных для отбывания наказания в других государствах, в соответствии с нормами международного права.

В соответствии с нормами международного права, Конституция РФ устанавливает, что территория России включает в себя внутренние воды, территориальное море, воздушное пространство над ними, кроме того, Россия обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ .

Российская Федерация гарантирует права коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами РФ.

46 Правовой статус личности: понятие, структура, виды

Правовой статус — это юридически закрепленное положение субъекта в обществе. Правовой статус фиксирует по сути дела фак­тический (социальный) статус лица, его реальное положение в об­ществе. Правовой статус есть признанная конституцией и законода­тельством совокупность прав и обязанностей субъектов, а также полномочий государственных органов и должностных лиц, с помо­щью которых они выполняют свои социальные роли. Именно права и обязанности составляют ядро правового статуса. В структуре пос­леднего выделяют такие элементы:

права и обязанности;

правовые принципы, и т.п.

Правовой статус бывает общим, специальным и индивидуаль­ным. Эти виды отражают собой соотношение таких философских категорий, как общее, особенное и отдельное.

Общий статус — это статус лица как гражданина государства, закрепленный в Конституции. Он является одинаковым для всех граждан РФ.

Специальный статус фиксирует особенности положения опре­деленных категорий граждан (студентов, участников войны, бизнес­менов, адвокатов и т.д.), обеспечивает возможность выполнения их специальных функций.

Индивидуальный статус выражает конкретику отдельного лица (пол, возраст, семейное положение, должность, стаж и т.п.) и пред­ставляет собой совокупность персонифицированных прав и обязан­ностей личности.

Общепризнанные принципы и нормы в правовой системе российской федерации

Общепризнанные принципы и нормы в правовой системе российской федерации

Общепризнанные принципы и нормы международного права как составная часть правовой системы России

Поэтому общее международное право открывает значительный простор для регулирования на локальной основе. Диспозитивные нормы обладают полной юридической силой.

Если субъекты не договорились об ином, то они обязаны выполнять диспозитивную норму, а в случае ее нарушения несут ответственность. По способу регулирования различают запрещающие, обязывающие и управомочивающие нормы.

Важно то, что доминирует в содержании нормы, например, запрещающая норма запрещает угрозу силой или ее применение.

Существуют нормы отсылочные, обязывающие руководствоваться правилами, содержащимися в других нормах, актах. Такого рода нормы можно встретить во многих договорах.

Отсылают и к неправовым нормам. Выделяют организационные нормы, которые имеют несколько разновидностей.

45 Общепризнанные принципы и нормы международного права в правовой системе России

Норма международного права — это созданное соглашением субъектов формально определенное правило, устанавливающее для них права, обязанности и обеспечиваемое юридическим механизмом.

Одним из объективных факторов, характеризующих это сообщество, является взаимодействие в его рамках суверенных государств.

Российская Федерация гарантирует права коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами РФ. Правовой статус бывает общим, специальным и индивидуаль­ным.

Эти виды отражают собой соотношение таких философских категорий, как общее, особенное и отдельное. Общий статус — это статус лица как гражданина государства, закрепленный в Конституции.

Он является одинаковым для всех граждан РФ.

Международные договоры в правовой системе Российской Федерации — (Бояршинов Б

Видео (кликните для воспроизведения).

«Международные договоры в правовой системе Российской Федерации» (Бояршинов Б.Г., «Законодательство», 1997, N 4) Международные договоры в правовой системе Российской Федерации Закон различает три категории международных договоров в зависимости от уровня договаривающихся сторон: договоры межведомственного характера.

Закон о международных договорах Российской Федерации распространяется на международные договоры, в которых Российская Федерация является стороной в качестве государства-продолжателя СССР. Данное понятие является новым в российской договорной практике. Предложения о заключении международных договоров от имени Правительства представляются МИДом или по согласованию с ним другими федеральными органами исполнительной власти в Правительство.

Решения о проведении переговоров и о подписании договоров принимаются согласно Закону, как правило, либо Президентом — в отношении договоров, заключаемых от имени Российской Федерации, либо Правительством — в отношении договоров заключаемых от имени последнего.

Шпаргалка: Общепризнанные принципы и нормы международного права как составная часть правовой системы России

Поэтому общее международное право открывает значительныйпростор для регулирования на локальной основе.

Диспозитивные нормы обладаютполной юридической силой. Если субъекты не договорились об ином, то они обязанывыполнять диспозитивную норму, а в случае еенарушения несут ответственность.

По способу регулирования различаютзапрещающие, обязывающие и управомочивающие нормы.Важно то, что доминирует в содержании нормы, например, запрещающая нормазапрещает угрозу силой или ее применение.

Существуют нормы отсылочные,обязывающие руководствоваться правилами, содержащимися в других нормах, актах.Такого рода нормы можно встретить во многих договорах. Отсылают и к неправовымнормам.

Выделяют организационные нормы,которые имеют несколько разновидностей.

К вопросу о месте общепризнанных норм и принципов международного права в правовой системе России

Два вопроса международного права в связи с Конституцией Российской Федерации // Государство и право.

дис. … д-ра юрид. наук. — М., 2009. С. 149. 6 Зимненко Б.Л. Международное право и правовая система Российской Федерации: автереф. дис. . канд. юрид. наук. — М., 2006.

С. 16. 7 Толстик В.А. Иерархия источников российского права: автореф.

Общепризнанные принципы и нормы международного права в правовой системе Российской Федерации

Петров полагает, что нельзя считать нормы права источниками российского права (гражданского, трудового и др.) Петров А.Я.

Международное право как составная часть правовой системы Российской Федерации // Законодательство и экономика. 2007. № 6. Я. Ф. Фартхдинов считает, что скорее их можно расценивать как источники международного права, нежели как национального.

Однако, для определения места общепризнанных принципов и норм международного права в системе источников российского права, нужно рассмотреть еще ряд вопросов. Например, частью 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации предусматривается верховенство правил международных договоров над нормами внутренних законов, в случае возникновения разногласий Конституция РФ 1993г.

Согласно статье 64 этой же конвенции при возникновении новой императивной нормы все договоры, противоречащие ей, признаются недействительными и прекращают свое действие.

Общепризнанные принципы и нормы международного права и правовая система российской федерации

Дж. Гинзбургс понимает под общепризнанными нормами обычные нормы международного права.

[*] При анализе понятия общепризнанной нормы международного права следует обратить внимание на следующие общие и специальные критерии данной нормы.

Общие критерии общепризнанной нормы международного права Специальный критерий общепризнанной нормы международного права С.Ю. Марочкин отмечает, что «общепризнанность не означает обязательность абсолютно для всех государств.

Некоторые из государств могут быть не связаны общепризнанными нормами». [*] Все вышеупомянутые основные критерии, характерные для общепризнанной нормы, являются имманентными и для общепризнанного принципа международного права.

Однако ряд аспектов выделяют общепризнанные принципы в среде общепризнанных норм международного права. Когда во исполнение общепризнанных принципов и норм международного права принимаются, например, договорные нормы, то речь следует вести не о конкретизации, а о реализации соответствующих принципов в сфере международного правотворчества.

Читайте так же:  Надо ли сдавать экзамен после лишения водительских прав

Общепризнанные принципы и нормы международного права в правовой системе Российской Федерации Текст научной статьи по специальности — Государство и право

15. 3 Горюнов В.В. Суверенитет Российской Федерации: сущность, содержание, гарантии.

Автореф. дис. канд. юрид. наук.

Екатеринбург, 2007. С. 10. 4 Манелис Б.Л. Единство суверенитета Союза ССР и суверенитета Союзных Республик в период развернутого строительства коммунизма // Советское государство и право.

[3]

1964. № 7, С. 20. преобладающую роль играет национальное законодательство, то при закреплении вторых — международные правовые акты . ОБЩЕПРИЗНАННЫЕ ПРИНЦИПЫ И НОРМЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА В ПРАВОВОЙ СИСТЕМЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Ключевые слова: Общепризнанные принципы, нормы международного права, принципы международного права, правовая система России, Конституция РФ. The article deals with the examination of issues concerned with generally recognized principles and regulations of the international law which are the constituent part of the Russian legal system.

Общепризнанные принципы и нормы международного права как составная часть правовой системы России (стр

Исключительно важной формой рекомендательных норм являются резолюции международных органов и организаций. Принципы международного права — неприменение силы или угрозы силой; — равноправие и самоопределение народов; — суверенное равенство государств; — добросовестное выполнение обязательств по международному праву.

Общепризнанные принципы и нормы в правовой системе России «. Международное право представляет собой главную цитадель правопорядка.

Международный правопорядок. оказывает непосредственное влияние на государственно-правовое регулирование»[2] . Об углублении взаимодействия двух систем права, его характерных чертах и тенденциях развития свидетельствует, прежде всего, конституционное право, представляющее основу правовой системы государства.

Общепризнанные принципы, нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, как часть ее правовой системы.

Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ согласно Конституции РФ являются составной частью ее правовой системы.

ФЗ «О международных договорах РФ» установлено, что РФ, выступая за соблюдение договорных и обычных норм, подтверждает свою приверженность основополагающему принципу международного права — принципу добросовестного выполнения международных обязательств.

Международные договоры являются одним из важнейших средств развития международного сотрудничества, способствуют расширению международных связей с участием государственных и негосударственных организаций, в том числе с участием субъектов национального права, включая физических лиц. Международным договорам принадлежит первостепенная роль в сфере защиты прав человека и основных свобод, В связи с этим необходимо дальнейшее совершенствование судебной деятельности, связанной с реализацией положений международного права на внутригосударственном уровне.

В целях обеспечения правильного и единообразного применения судами международного права при осуществлении правосудия ПВС РФ постановляет дать следующие разъяснения:

1. В РФ признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ.

2. Международные договоры РФ наряду с общепризнанными принципами и нормами международного права являются составной частью ее правовой системы.

Частью правовой системы РФ являются также заключенные СССР действующие международные договоры, в отношении которых РФ продолжает осуществлять международные права и обязательства СССР в качестве государства — продолжателя Союза ССР.

Международные договоры РФ могут заключаться от имени РФ (межгосударственные договоры), от имени Правительства РФ (межправительственные договоры) и от имени федеральных органов исполнительной власти (межведомственные договоры).

3. Согласно ФЗ «О международных договорах РФ» положения официально опубликованных международных договоров РФ, не требующие издания внутригосударственных актов для применения, действуют в Российской федерации непосредственно. Для осуществления иных положений международных договоров РФ принимаются соответствующие правовые акты.

К признакам, свидетельствующим о невозможности непосредственного применения положений международного договора РФ, относятся, в частности, содержащиеся в договоре указания на обязательства государств-участников по внесению изменений во внутреннее законодательство этих государств.

4. Решая вопрос о возможности применения договорных норм международного права, суды должны исходить из того, что международный договор вступает в силу в порядке и в дату, предусмотренные в самом договоре или согласованные между участвовавшими в переговорах государствами. При отсутствии такого положения или договоренности договор вступает в силу, как только будет выражено согласие всех участвовавших в переговорах государств на обязательность для них договора.

5. Международные договоры, которые имеют прямое и непосредственное действие в правовой системе РФ, применимы судами, в том числе военными, при разрешении гражданских, уголовных и административных дел, в частности:

при рассмотрении гражданских дел, если международным договором РФ установлены иные правила, чем законом РФ, который регулирует отношения, ставшие предметом судебного рассмотрения;

при рассмотрении гражданских и уголовных дел, если международным договором РФ установлены иные правила судопроизводства, чем гражданским процессуальным или уголовно-процессуальным законом РФ:

при рассмотрении гражданских или уголовных дел, если международным договором РФ регулируются отношения, в том числе отношения с иностранными лицами, ставшие предметом судебного рассмотрения;

при рассмотрении дел об административных правонарушениях, если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законодательством об административных правонарушениях.

Обратить внимание судов на то, что согласие на обязательность международного договора для РФ должно быть выражено в форме федерального закона, если указанным договором установлены иные правила, чем федеральным законом.

6. Международные договоры, нормы которых предусматривают признаки составов уголовно наказуемых деяний, не могут применяться судами непосредственно, поскольку такими договорами прямо устанавливается обязанность государств обеспечить выполнение предусмотренных договором обязательств путем установления наказуемости определенных преступлений внутренним (национальным) законом (например, Единая конвенция о наркотических средствах 1961 года, Международная конвенция о борьбе с захватом заложников 1979 года, Конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов 1970 года).

В связи с этим международно-правовые нормы, предусматривающие признаки составов преступлений, должны применяться судами РФ в тех случаях, когда норма УК РФ прямо устанавливает необходимость применения международного договора РФ.

7. В силу УК РФ вопрос об уголовной ответственности дипломатических представителей иностранных государств и иных граждан, которые пользуются иммунитетом, в случае совершения этими лицами преступления на территории РФ разрешается в соответствии с нормами международного права.

В круг лиц, пользующихся иммунитетом, входят, например, главы дипломатических представительств, члены представительств, имеющие дипломатический ранг, и члены их семей, если последние не являются гражданами государства пребывания. К иным лицам, пользующимся иммунитетом, относятся, в частности, главы государств, правительств, главы внешнеполитических ведомств государств, члены персонала дипломатического представительства, осуществляющие административно-техническое обслуживание представительства, члены их семей, проживающие вместе с указанными лицами, если они не являются гражданами государства пребывания или не проживают в нем постоянно, а также другие лица, которые пользуются иммунитетом согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и международным договорам РФ.

8. Правила действующего международного договора РФ, согласие на обязательность которого было принято в форме федерального закона, имеют приоритет в применении в отношении законов РФ.

9. При осуществлении правосудия суды должны иметь в виду, что по Конституции РФ, УПК РФ, ГПК РФ неправильное применение судом общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров РФ может являться основанием к отмене или изменению судебного акта. Неправильное применение нормы международного права может иметь место в случаях, когда судом не была применена норма международного права, подлежащая применению, или, напротив, суд применил норму международного права, которая не подлежала применению, либо когда судом было дано неправильное толкование нормы международного права.

[2]

10. Разъяснить судам, что толкование международного договора должно осуществляться в соответствии с Венской конвенцией о праве международных договоров.

Читайте так же:  Кто снимает арест с имущества если погасил иск

11. Конвенция о защите прав человека и основных свобод обладает собственным механизмом, который включает обязательную юрисдикцию Европейского Суда по правам человека и систематический контроль за выполнением постановлений Суда со стороны Комитета министров Совета Европы. В силу Конвенции эти постановления в отношении РФ, принятые окончательно, являются обязательными для всех органов государственной власти РФ, в том числе и для судов.

12. При осуществлении судопроизводства суды должны принимать во внимание, что в силу Конвенции о защите прав человека и основных свобод каждый имеет право на судебное разбирательство в разумные сроки. При исчислении указанных сроков по уголовным делам судебное разбирательство охватывает как процедуру предварительного следствия, так и непосредственно процедуру судебного разбирательства.

13. При рассмотрении гражданских и уголовных дел судам следует иметь в виду, что в силу Конституции РФ никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом. В соответствии с Конвенцией о защите прав человека и основных свобод каждый при определении его гражданских прав и обязанностей или при рассмотрении любого уголовного обвинения, предъявляемого ему, имеет право на суд, созданный на основании закона.

14. При разрешении вопросов о продлении срока содержания под стражей судам надлежит учитывать, что согласно Конвенции о защите прав человека и основных свобод каждое лицо, подвергнутое аресту или задержанию, имеет право на судебное разбирательство в течение разумного срока или на освобождение до суда.

15. Принимая решение о заключении обвиняемых под стражу в качестве меры пресечения, о продлении сроков содержания их под стражей, разрешая жалобы обвиняемых на незаконные действия должностных лиц органов предварительного расследования, суды должны учитывать необходимость соблюдения прав лиц, содержащихся под стражей, предусмотренных Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

16. В случае возникновения затруднений при толковании общепризнанных принципов и норм международного права, международных договоров РФ рекомендовать судам использовать акты и решения международных организаций, в том числе органов ООН и ее специализированных учреждений, а также обращаться в Правовой департамент Министерства иностранных дел РФ, в Министерство юстиции РФ (например, для уяснения вопросов, связанных с продолжительностью действия международного договора, составом государств, участвующих в договоре, международной практикой его применения).

17. Рекомендовать Судебному департаменту при Верховном Суде РФ: в координации с Уполномоченным РФ при Европейском Суде по правам человека обеспечивать информирование судей о практике Европейского Суда по правам человека, в особенности по поводу решений, касающихся РФ, путем направления аутентичных текстов и их переводов на русский язык;

регулярно и своевременно обеспечивать судей аутентичными текстами и официальными переводами международных договоров РФ и иных актов международного права.

18. Рекомендовать Российской академии правосудия при организации учебного процесса подготовки, переподготовки и повышения квалификации судей и работников аппаратов судов обращать особое внимание на изучение общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров РФ, регулярно анализировать источники международного и европейского права, издавать необходимые практические пособия, комментарии, монографии и другую учебную, методическую и научную литературу.

19. Поручить Судебным коллегиям по гражданским и уголовным делам, Военной коллегии Верховного Суда РФ подготовить совместно с Российской академией правосудия предложения о дополнении ранее принятых постановлений Пленума Верховного Суда РФ соответствующими положениями о применении общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров РФ.

Дата добавления: 2018-05-13 ; просмотров: 660 ; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

Общепризнанные принципы и нормы международного права о предпринимательстве (Лаптев В.А.)

Дата размещения статьи: 09.10.2015

Общепризнанные принципы и нормы международного права, наряду с международными договорами, в силу ст. 15 Конституции РФ являются составной частью российской правовой системы.

Согласно п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 октября 2003 г. N 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров РФ» под общепризнанными принципами международного права признают основополагающие императивные нормы международного права, принимаемые и признаваемые международным сообществом, отклонение от которых недопустимо (принцип всеобщего уважения прав человека и принцип добросовестного выполнения международных обязательств). Под общепризнанной нормой международного права следует понимать правило поведения, принимаемое и признаваемое международным сообществом государств в целом в качестве юридически обязательного.
———————————
Бюллетень Верховного Суда РФ. 2003. N 12.

Как справедливо отмечает А.Л. Маковский, сложно провести точную грань между общепризнанными принципами и общепризнанными нормами международного права, поскольку оба данных источника права носят универсальный и императивный характер, и лишь можно заметить, что принципы носят более общий характер, нежели нормы международного права, последние из которых относятся к конкретным случаям . Встречается позиция авторов об отождествлении данных форм права (общепризнанных принципов и общепризнанных норм), поскольку общепризнанные принципы носят характер сверхимперативных норм, или норм jus cogens .
———————————
Постатейный комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части первой / под ред. П.В. Крашенинникова. М., 2012. С. 39.
См.: Нешатаева Т.Н. Суд и общепризнанные принципы и нормы международного права // Вестник ВАС РФ. 2004. N 3.

Принцип (от лат. principium) — это основополагающее положение или основное начало, лежащее в основе других положений или движущих сил, норма (от лат. norma) — это правило.
В правоведении предлагаются различные толкования принципов права. По мнению Т.В. Кашаниной, принципом права являются абстрактно выраженные требования, определяющие правовую деятельность субъектов права . Выделяются такие признаки принципов права, как фундаментальность, стабильность, объективный характер, безусловность и иные . Исследуя идеи и содержание принципов права, С.С. Алексеев приходит к выводу, что «принципы права — это его «одухотворяющие начала», выражающие главное и решающее в его содержании» . Это объясняет специфику данной формы права и его закрепления в системе источников права.
———————————
Кашанина Т.В. Структура права. М., 2015. С. 256.
Там же. С. 256 — 263.
Алексеев С.С. Собрание сочинений: В 10 т. Т. 3: Проблемы теории права: Курс лекций. М., 2010. С. 101.

Принципы права раскрывают сущность и предназначение права в регулировании общественных отношений. Обладая особой формой закрепления — всеобщего абстрактного признания их участниками общественных отношений и государством, принципы права лежат в основе законодательства, подзаконных актов и иных форм права. Буквальное содержание ст. 15 Конституции РФ говорит о признании источником права только международных (без внутригосударственных) общепризнанных принципов. С одной стороны, этим подчеркивается транснациональный характер права независимо от правовой семьи. Предназначение общепризнанных принципов международного права не ограничивается межгосударственными отношениями, и они (принципы) должны внедряться во внутреннее право государств. В этой связи рядом ученых доказывается теория имплементации (признания, реализации и внедрения) принципов и норм международного права во внутригосударственное право . С другой стороны, исключается установление (например, посредством законодательного закрепления) внутригосударственных правовых принципов, которые могут войти в противоречие с международными.
———————————
Буткевич В.Г. Соотношение внутригосударственного и международного права. Киев, 1981. С. 257; Лукашук И.И. Нормы международного права в правовой системе России. М., 1997. С. 12 и др.

Читайте так же:  Банк советский куда жаловаться

Общепризнанные принципы и нормы международного права первичны по отношению к международным договорам, поскольку проекты международных договоров разрабатываются договаривающимися странами с учетом устоявшихся принципов и норм международного права. Такая позиция подтверждается положением ст. 53 Венской конвенции о праве международных договоров (1969 г.) , согласно которой договор является ничтожным, если в момент заключения он противоречит императивной норме общего международного права. Императивная норма общего международного права является нормой, которая принимается и признается международным сообществом государств в целом как норма, отклонение от которой недопустимо и которая может быть изменена только последующей нормой общего международного права, носящей такой же характер. Если возникает новая императивная норма общего международного права, то любой существующий договор, который оказывается в противоречии с этой нормой, становится недействительным и прекращается (ст. 64 Конвенции).
———————————
Ведомости Верховного Совета СССР. 1986. N 37. Ст. 772.

Несмотря на признание источником права общепризнанных принципов и норм международного права, ряд авторов обходят их стороной, в частности в работах об арбитражном судопроизводстве (процессе) , что является дискуссионным по вышеуказанным обстоятельствам . Данное обстоятельство еще раз подтверждает особый характер данных источников международной части российского права.
———————————
Постатейный комментарий к Арбитражному процессуальному кодексу Российской Федерации / под ред. П.В. Крашенинникова. М., 2013. С. 27.
Постатейный комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части первой / под ред. П.В. Крашенинникова. М., 2012. С. 37 — 45.

Важнейший ранее упомянутый принцип добросовестности не раз закреплялся в международных актах (Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций ).
———————————
Международное публичное право. Сборник документов. Т. 1. М., 1996. С. 2 — 8. Принята 24.10.1970 Резолюцией 2625 (XXV) на 1883-м пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН.

Касательно общепризнанных норм международного права как источников предпринимательского права в ст. 53 Венской конвенции о праве международных договоров прямо закреплено, что императивная норма (лат. jus cogens — императивная норма) общего международного права является обязательной и признается международным сообществом. Примером служат важнейшие общепризнанные международно-торговые нормы о свободе передвижения товаров и свободе конкуренции, которая также была закреплена в ст. ст. 1 и 10 Гражданского кодекса РФ и ст. 1 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ «О защите конкуренции» .
———————————
Собрание законодательства РФ. 2006. N 31 (ч. 1). Ст. 3434.

Существует общепризнанная норма о признании прекратившим существование отделения (филиала, представительства) корпорации в стране в случае прекращения деятельности корпорации в стране ее места регистрации (инкорпорации). Данный принцип наглядно рассматривался В.М. Корецким, который отмечал недопустимость признавать независимое от центра (корпорации) существование отделения (филиала, представительства), а иное толкование рассматривается как «возрождение» несуществующего субъекта права или «двойное (тройное и пр.) бытие» .
———————————
Корецкий В.М. Очерк англо-американской доктрины и практики международного частного права. М., 1948. С. 382 — 389.

[1]

В сфере предпринимательства, в частности, общепризнанные нормы международного права содержатся в Конвенции ООН по морскому праву (1982 г.) , закрепившей определение суверенитета над территориальным морем с соблюдением данной Конвенции и других норм международного права (ст. 2), категорию «мирный проход», которым не нарушается мир, добрый порядок или безопасность прибрежного государства (ст. 19), что открытое море открыто для всех государств, как прибрежных, так и не имеющих выхода к морю (ст. 87), и иные положения. Закрепление данных норм в Конвенции не утрачивает их статус как особых форм права — общепризнанных норм международного права, хотя бы и потому, что их возникновение имело место быть задолго до принятия данной Конвенции.
———————————
Собрание законодательства РФ. 1997. N 48. Ст. 5493. Для России данный документ вступил в силу с 11 апреля 1997 г.

Признание общепризнанных принципов и норм международного права в качестве источников предпринимательского права имеет существенное значение для развития международного и национального предпринимательства. Обеспечение равного положения участников рынка, равной защиты их прав и добросовестность их поведения становятся основами в международной экономической интеграции (Всемирной торговой организации, Евразийского экономического союза, Шанхайской организации сотрудничества и т.д.) и в правосознании отечественных и зарубежных правоведов.

Список использованной литературы

Видео (кликните для воспроизведения).

1. Постатейный комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части первой / под ред. П.В. Крашенинникова. М., 2012. С. 39.
2. Нешатаева Т.Н. Суд и общепризнанные принципы и нормы международного права // Вестник ВАС РФ. 2004. N 3.
3. Кашанина Т.В. Структура права. М., 2015. С. 256 — 263.
4. Алексеев С.С. Собрание сочинений: В 10 т. Т. 3: Проблемы теории права: Курс лекций. М., 2010. С. 101.
5. Буткевич В.Г. Соотношение внутригосударственного и международного права. Киев, 1981. С. 257.
6. Лукашук И.И. Нормы международного права в правовой системе России. М., 1997. С. 12.
7. Постатейный комментарий к Арбитражному процессуальному кодексу Российской Федерации / под ред. П.В. Крашенинникова. М., 2013. С. 27.
8. Международное публичное право. Сборник документов. Т. 1. М., 1996. С. 2 — 8.
9. Ершова Е.А. Источники и формы трудового права в Российской Федерации: дисс. . докт. юрид. наук. М., 2008. С. 87 — 126.
10. Корецкий В.М. Очерк англо-американской доктрины и практики международного частного права. М., 1948. С. 382 — 389.

Источники


  1. Земельные споры. Комментарии, судебная практика и образцы документов. — М.: Издание Тихомирова М. Ю., 2018. — 705 c.

  2. Воробьева, Ольга Составление договора. Техника и приемы / Ольга Воробьева. — М.: Юрайт, 2015. — 192 c.

  3. Комментарий к Федеральному закону «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (постатейный). — М.: Деловой двор, 2011. — 120 c.
  4. Василенко, А. И. Теория государства и права / А.И. Василенко, М.В. Максимов, Н.М. Чистяков. — М.: Книжный мир, 2007. — 384 c.
  5. Филиппова Е. С. Жилищное право России; Юркомпани — Москва, 2009. — 328 c.
Общепризнанные принципы и нормы в правовой системе российской федерации
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here