Воздушный уодекс невозвратные билеиы

Сегодня вашему вниманию предлагаем статью на тему: "Воздушный уодекс невозвратные билеиы" с профессиональным объяснением. Если у вас в процессе прочтения возникли вопросы, то дочитайте статью до конца, а в случае, если не нашли ответа вы всегда можете обратиться к нашему дежурному консультанту.

Обмен невозвратного билета Аэрофлота

С годами возрастает количество человек, которые пользуются услугами воздушного транспорта. Самолеты считаются наиболее надежным видом транспорта и поэтому вызывают к себе повышенный интерес туристов.

Но, прибегая к услугам авиаперевозчиков, нелишне будет помнить, как наиболее выгодно и правильно купить, обменять и вернуть авиабилет.

Как вернуть билет на самолет компании Аэрофлот, если он является невозвратным?

Что такое невозвратный авиабилет?

Наиболее точное определение данному понятию дано в поправке к Воздушному кодексу от 06.07.2016 г., благодаря которой российские авиакомпании получили право пользоваться невозвратными авиабилетами.

[3]

За границей на авиарейсах продавать такие билеты стали значительно раньше. В настоящее время подобный способ активно используется пассажирами, стремящимися отдать меньше денег за полет.

Билеты на самолет, которые нельзя возвратить, представляют собой билеты, стоящие гораздо меньше своих аналогов, которые можно сдать.

Самое главное – возвратить такой билет до окончания регистрации, чтобы не потерять возможность для возврата уплаченных денежных средств.

В некоторых случаях подобная практика применяется и при продаже билетов бизнес-класса, которые стоят дороже.

Судя по наименованию, возвратить или поменять невозвратный билет невозможно. Но законодательством предусмотрены частные случаи, когда это допустимо.

Это возможно, если пассажир заболел или у него скончался близкий родственник. Чтобы вернуть денежные средства, необходимо будет предоставить документальное подтверждение, подписанное медиками. Это нужно сделать до того, как окончится регистрация на посадку.

В ситуации, когда по каким-либо причинам пассажир опоздал на самолет, ему частично компенсируют расходы, а именно, вернут сумму, отнесенную к аэропортовым сборам, включенную в цену авиаперелета.

Итак, обменять билет – дело, сопряженное с большими трудностями, поэтому дешевле обойдется сдача и покупка нового.

Когда это не представляется возможным, то просить сменить число и время вылета лучше заблаговременно в самой авиакомпании.

Перебронирование невозвратного билета

Перебронировать билет возможно только при наличии веских оснований.

Для того чтобы перебронировать билет, свяжитесь с авиаперевозчиком по телефону или при помощи электронной связи, не забыв сообщить число, на которое вам необходим новый билет, указав точную дату, на которую хотите поменять авиабилет. Эта ситуация допускает взыскание штрафа с путешественника.

Важно! Если билет куплен по акции, то есть вероятность, что вернуть его будет невозможно.

Как вернуть электронные билеты на самолет?

Как поменять билет на самолет Аэрофлота на другую дату, читайте тут.

Перечень причин, по которым покупатель имеет право вернуть авиабилет

Вернуть билет, относящийся к невозвратным, можно как и по своей воле, так и под действием обстоятельств.

Сдача билета в «Аэрофлоте» возможна при следующих обстоятельствах:

  • Отмене полета из-за действий авиаперевозчика;
  • Если задержка авиарейса составляет больше 4-х часов и это нарушает запланированный порядок жизни пассажира;
  • Когда произошла смерть родственника или близкого человека и авиакомпании это было известно;
  • Возникновение иных обстоятельств, делающих невозможным исполнение договора воздушной перевозки.

Не имея причин для сдачи невозвратного билета, добиться возвращения его полной стоимости, невозможно.

Наилучшим вариантом является возвращение проездного документа за 24 часа до того, как начнется регистрация и объявят вылет, это поможет уберечься от штрафных санкций, составляющих 25 % от цены билета.

Но Воздушный кодекс РФ предусматривает, что пассажиры, купившие невозвратные билеты, могут вернуть сумму сборов, входящих в цену билета. Сама стоимость билета авиаперевозчиками не возмещается.

Причины невозврата билетов

Невзирая на упомянутое положение Воздушного кодекса РФ, билет, приобретенный по невозвратному тарифу, не может быть принят обратно и возмещен при следующих обстоятельствах:

  • Гражданин решил отказаться от полета;
  • У путешественника возникли проблемы со здоровьем, не препятствующие перелету;
  • Лицо, сопровождающее путешественника (но не являющееся близким родственником или членом семьи) не в состоянии совершить полет;
  • Произошло опоздание пассажира на рейс;
  • Лицо, находящееся в родственных отношениях с пассажиром, не может полететь, и пассажир остается с ним, чтобы за ним ухаживать;
  • Иные поводы и экстренные случаи, возникающие непосредственно перед полетом.

Что делать, если авиакомпания отказывается отдавать деньги за возвращенный билет?

Нередки случаи, когда авиаперевозчик отказывает в компенсации цены билета или дополнительных сборов. Это широкоизвестная политика, целью которой является удержание с путешественника большей суммы за несостоявшийся полет.

Документацию и обмен письмами с авиакомпанией необходимо переслать Федеральному агентству воздушного транспорта. Свое обращение можно адресовать и на официальный сайт.

В покупке авиабилета без возможности возврата имеется много тонкостей, о которых следует знать заблаговременно.

На сайте компании «Аэрофлот» содержится исчерпывающая информация относительно приобретения и сдачи билетов.

В случае возникновения непредусмотренных случаев лучше всего в первую очередь выйти на связь с работниками аэропорта, у которых найдутся четкие инструкции относительно дальнейших действий. Если билет был сдан, то есть возможность забронировать другую дату при условии, что будет уплачен штраф.

Возврат невозвратных авиабилетов

Не все знают, но существуют так называемые «невозвратные билеты». Понятно, что для авиакомпании обмен невостребованных билетов, процедура не очень приятная, что уж говорить о дешевых проездных документах. Давайте попробуем разобраться в вопросе возврата невозвратных билетов.

Каким образом можно сдать обратно билет на авиарейс, если он является невозвратным?

Невозможно возвратить проездные документы, если они:

  • Были приобретены через интернет (электронный вариант) и на них была надпись «Non Ref» (безвозвратный). Если не хотите попасть в непринятую ситуацию при обмене, будьте внимательны при покупке таких билетов;
  • Билеты были приобретены при распродаже, по акции или со скидкой. Чаще всего такие акции проводятся самими авиакомпаниями, турагентствами, по интернету. В таком случае их можно обменять на другой день или время отправления;
  • Проездные документы, купленные на лоукостах (обычно там предлагаются билеты по самым приемлемым ценам);
  • В том случае, когда билеты имеют тарифы R, N, E, T, Q.
Читайте так же:  Особенности выписки иностранного гражданина

Еще совсем недавно клиенты российских авиакомпаний могли спокойно сдать билеты в любое удобное время, даже если до вылета оставалось несколько минут. Издержки со стороны пассажиров составляли до 25 %, которые удерживались только в том случае, когда билеты сдавались менее чем за сутки до отлета.

В связи с обновлением Воздушного кодекса, были введены два вида тарифов. Один из них существовал и ранее (возвратный), а другой (невозвратный) стал совершенно новым тарифом.

Если речь идет о невозвратном тарифе, то билеты возврату не подлежат.

Считалось, что с появлением нового тарифа, рынок лоукостеров будет развиваться быстрее. Но, в итоге ситуация сработала не на пользу пассажиров.

Крупные авиаперевозчики перевели все самые дешевые проездные билеты в статус «невозвратных».

Такой статус подтверждает тот факт, что билет, приобретенный на самолет, не подлежит возврату.

Обратите внимание! Даже в ситуации с невозвратным билетом выход все же есть. И в некоторых случаях, предусмотренных Воздушным кодексом, пассажир имеет возможность получить свои деньги за билет обратно.

О каких случаях идет речь?

Процедура возврата возможна, если пассажир возвращает билет по причине невозможности воспользоваться данным проездным документом из-за болезни самого пассажира или членов его семьи. Также среди возможных причин возврата называется смерть близких данного пассажира.

В Воздушном кодексе также указывается, что обращаясь с просьбой о возврате билетов, клиент обязан представить официальные документы, подтверждающие наличие заболевания или смерть родственников. Это подтверждение должно быть представлено на рассмотрение до того, как будет закончена регистрация.

Важно! Еще одним немаловажным моментом является задержка рейса. В данном случае пассажир также имеет право требовать возврата денег.

Говоря о неполном возмещении средств, потраченных не приобретение билета, следует отметить, что подтверждение такой возможности можно найти в поправках к Воздушному кодексу.

В частности там говорится, что пассажиру будет возвращена стоимость билета без неиспользованных сумм, которые взимаются компанией-перевозчиком в пользу иностранных компаний, находящихся на территории, откуда осуществлялся полет.

Стоимость билета состоит из тарифа авиаперевозчика и прочих сборов (например, аэропортовых). Согласно российскому законодательству, невозвратным может быть только тариф. То есть, наши авиакомпании, несмотря ни на что, должны возвращать пассажирам средства, предназначенные на аэропортовые сборы.

Что означает платный багаж при покупке авиабилета?

Как поменять билет на самолет Аэрофлота на другую дату, читайте тут.

Чтобы получить деньги, потраченные на приобретение билета, сделайте следующее:

  • возьмите документ, являющийся подтверждением болезни, из-за которой вы не смогли отправиться в полет;
  • идите в ту компанию, где вами был приобретен билет;
  • составьте заявление. При возврате обычного документа пишите заявление от руки. Если это электронный билет, скачайте бланк заявления на сайте компании, продавшей проездной документ, и заполните его;
  • соберите другие документы, которые требуются по процедуре возврата билетов (перечень можно найти на сайте компании – перевозчика);
  • выполните процедуру возврата в отделе по продажам или через сайт авиакомпании.

Заявление составляет пассажир, чья фамилия вписана в проездной документ.

Кроме этого у клиентов авиакомпании есть возможность выполнить данную процедуру с помощью доверенного лица (необходима заверенная нотариусом доверенность).

Обратите внимание! Средства будут возвращены точно так же, как производилась оплата.

  • на карту или расчетный счет пассажира;
  • в кассе, наличными;
  • на электронный кошелек клиента.

Если вас интересует более подробная информация по процедуре возврата билетов, ее всегда можно найти на сайте авиакомпании.

В каких случаях в отношении невозвратного проездного документа может осуществлена быть процедура возврата?

Приобретая билет, пассажиры не всегда знают, что есть такие проездные документы, которые не подлежат возврату. Но когда возникает необходимость сдать билет и вернуть деньги за него, начинаются неожиданности.

Обратите внимание! Возможность вернуть деньги за невозвратный билет все-таки есть.

В ст. 108 Воздушного кодекса РФ говорится о том, что пассажиры при возврате невозвратного билета могут получить сумму, равную стоимости билета без комиссионных сборов и затрат компании по факту.

Основным условием, при котором процедура возврата состоится, является наличие причин, вынуждающих пассажира отказаться от полета.

К ним относятся:

  • болезнь самого пассажира или его близких, что является препятствием, не позволяющим отправиться в полет. Доказательством факта болезни является справка, выданная в медицинском учреждении;
  • смерть родственника клиента (представляется справка о смерти). К близким родственникам относятся муж/жена пассажира, мать, отец, родные или усыновленные дети, бабушки, дедушки, внуки, родные или сводные браться и сестры. Документальное подтверждение причин возврата билета должно быть передано в администрацию компании до того, как будет закончена регистрация всех пассажиров на данный рейс;
  • задержка рейса или другие обстоятельства, из-за которых полет не состоялся по вине компании-перевозчика.

Пассажиры могут получить часть суммы, потраченной на покупку билетов. В стоимость билета входит:

  • расходы на топливо для перелета;
  • налоги;
  • сборы, которые направляются на возврат части стоимости билета (приблизительно 1500 рублей).

Сумма, которая идет на оплату самого полета, клиенту не возвращается. Пассажир может рассчитывать только на возврат налогов и сборов. Эта сумма составляет 50 % от общей стоимости билета или больше.

Чтобы не возникало никаких спорных моментов в вопросе возврата билетов, перевозчик обязан предупреждать клиентов о статусе их билетов. Кроме этого пассажиры должны владеть информацией о правилах возврата невозвратных проездных документов до того, как они их приобрели.

Таким образом, можно сделать вывод, что расходы, сделанные во время приобретения билетов, могут быть возмещены только в случае вынужденного отказа от полета. В остальных случаях компенсация не осуществляется, за исключением возможности получить деньги, которые не были использованы (например, аэропортовые сборы).

В какие сроки должен быть возвращен проездной документ, чтобы пассажир имел возможность получить обратно часть суммы, затраченной на приобретение билетов?

Лучше всего осуществлять возврат билетов заблаговременно. Чем больше времени до отлета, тем выше шансы вернуть свои деньги.

Читайте так же:  Надо ли ежегодно проходить медицинскую комиссию водителя получить мед справку

В том случае, если обстоятельства складываются так, что вы не можете отправиться в запланированный полет, сдайте билет не позже, чем за сутки до полета. Так вы сможете вернуть часть денег, и не будете оплачивать штраф (равен 25 % от стоимости билета).

Важно! Если хотите компенсировать хотя бы часть своих расходов – постарайтесь успеть осуществить возврат до окончания регистрации на рейс.

Как покупатель может вернуть обратно свои деньги за невозвратный билет, если он опоздал на рейс?

Если вы опоздали на самолет и хотите вернуть потраченные деньги, обратитесь на сайт компании-перевозчика.

Что делать дальше?

  • В «уведомлении» запишите свои личные и паспортные данные, номер телефона, номер рейса, когда был этот рейс, а также пишите, какой вид возврата денег вас устраивает;
  • Далее берете лист, и перечисляете на нем причины, из-за которых ваш полет не состоялся;
  • Получив отказ, не останавливайтесь на достигнутом. Составьте письмо на адрес директора авиакомпании;
  • В случае повторного отказа, повторите свои действия еще раз. Кроме этого обратитесь за юридической консультацией.

[1]

Видео (кликните для воспроизведения).

Зная свои права на возврат средств, действуйте, опираясь на Закон. В ст. 108 Воздушного кодекса РФ содержится информация о действиях договора о воздушной перевозке. Также в документе говорится о возможности пассажиров возвращать свои билеты и получать часть их стоимости, если возникла такая необходимость.

Роспотребнадзор (стенд)

Роспотребнадзор (стенд)

Возврат авиабилетов по возвратным и невозвратным тарифам — Защита прав потребителей

Возврат авиабилетов по возвратным и невозвратным тарифам

Возврат авиабилетов по возвратным и невозвратным тарифам

Планируя летние отпуска, люди отдают предпочтения авиаперевозкам как наиболее быстрому и комфортному способу добраться до места отдыха.

В этой связи Управление Роспотребнадзора по Самарской области напоминает, что согласно Воздушному Кодексу РФ (ВК РФ) авиаперевозчики могут продавать два вида авиабилетов — с условием о возврате провозной платы при расторжении договора перевозки (по возвратному тарифу) и без такого условия (по невозвратному тарифу). Как правило, невозвратные билеты стоят существенно дешевле возвратных, что делает их более привлекательным для покупателей, однако в случае, когда планы на поездку меняются, денежные средства, как правило, уже не вернуть.

Так, в соответствии со статьей 108 ВК РФ если пассажиром заключен договор воздушной перевозки, предусматривающий условие о не возврате провозной платы при расторжении договора воздушной перевозки, уплаченная за воздушную перевозку пассажира провозная плата не возвращается, за исключением неиспользованных сумм, взимаемых перевозчиком в пользу иных организаций, например, аэропортовых сборов.

Однако в этой ситуации перевозчик обязан довести до сведения потребителя соответствующую информацию. Согласно положениям статьи 103 ВК РФ перевозчик или уполномоченное им лицо обязаны информировать пассажира об условиях возврата уплаченной за воздушную перевозку провозной платы до заключения договора воздушной перевозки пассажира. Порядок информирования пассажиров об условиях возврата уплаченной за воздушную перевозку провозной платы устанавливается федеральными авиационными правилами. В случае непредставления информации об условиях возврата уплаченной за воздушную перевозку пассажира провозной платы перевозчик или уполномоченное им лицо несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В частности, статьей 12 Закона РФ № 2300-1 от 07.02.1992 «О защите прав потребителей» (Закон) установлено, что если потребителю не предоставлена возможность незамедлительно получить при заключении договора информацию об услуге, он вправе потребовать от исполнителя возмещения убытков, причиненных необоснованным уклонением от заключения договора, а если договор заключен, в разумный срок отказаться от его исполнения и потребовать возврата уплаченной за услугу суммы и возмещения других убытков.

Исполнитель, не предоставивший покупателю полной и достоверной информации об услуге, несет ответственность, предусмотренную статьей 29 Закона, за недостатки услуги, возникшие после ее оказания потребителю вследствие отсутствия у него такой информации.

Кроме того, в статье 108 ВК РФ определены случаи, когда при покупке авиабилетов как по возвратным, так и по невозвратным тарифам пассажир может вернуть уплаченную сумму за воздушную перевозку. В частности, в случаях:

— вынужденного отказа пассажира от перелета в связи с болезнью пассажира или члена его семьи (супруги, родители и дети, усыновители и усыновленные) либо близкого родственника (дедушки, бабушки и внуки, полнородные и неполнородные братья и сестры), совместно следующих с ним на воздушном судне (указанный факт должен быть подтвержден медицинскими документами), при условии уведомления перевозчика до окончания регистрации пассажиров на рейс;

— вынужденного отказа пассажира от перелета в связи со смертью члена его семьи или близкого родственника (указанный факт должен быть подтвержден документально) при условии уведомления перевозчика до окончания регистрации пассажиров на рейс;

— вынужденного отказа пассажира от перелета в связи с задержкой отправления воздушного судна или иными действиями (бездействием) перевозчика, предусмотренными федеральными авиационными правилами и влекущими за собой неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору воздушной перевозки. В случае вынужденного отказа пассажира от перевозки или вынужденного изменения пассажиром условий договора воздушной перевозки пассажира перевозчик обязан сделать отметку в перевозочном документе либо выдать пассажиру документ, подтверждающий данные обстоятельства.

Также в статье 108 ВК РФ закреплено, что в случае, если договором воздушной перевозки предусмотрено условие о возврате провозной платы при расторжении договора, пассажиру возвращается уплаченная за воздушную перевозку провозная плата, за исключением суммы расходов перевозчика, фактически понесенных им и связанных с исполнением обязательств по договору воздушной перевозки пассажира (сбор за оформление билета; плата за операции по аннулированию бронирования, осуществление расчетов сумм, причитающихся для возврата; плата по оформлению возврата и т.д.).

Однако если потребитель обращается к перевозчику менее чем за 24 часа до перевозки, но до начала времени регистрации пассажиров на указанный в билете рейс, в соответствии со ст. 108 ВК РФ, ему возвращается уплаченная за воздушную перевозку провозная плата с взысканием неустойки в размере двадцати пяти процентов уплаченной за воздушную перевозку пассажира провозной платы и суммы расходов перевозчика, фактически понесенных им и связанных с исполнением обязательств по договору воздушной перевозки пассажира. Перевозчик вправе уменьшить размер указанной неустойки.

Читайте так же:  Куда жаловаться по поводу плохих дорог

Если пассажир отказывается от воздушной перевозки после окончания установленного времени регистрации пассажиров на указанный в билете рейс, уплаченная за воздушную перевозку провозная плата не возвращается.

Требование о возврате провозной платы предъявляется в порядке, установленном правилами перевозчика, и договором воздушной перевозки пассажира, договором воздушной перевозки груза. В любых случаях отказа в адрес перевозчика необходимо направить претензию (заявление), один экземпляр – перевозчику, второй (с отметкой о принятии) должен остаться у пассажира. Если требование направляется по почте, квитанцию об отправке необходимо сохранить.

Российские авиаперевозчики получили право продавать билеты по невозвратным тарифам

Согласно поправкам авиаперевозчики будут продавать два вида авиабилетов — с условием о возврате провозной платы при расторжении договора перевозки (по возвратному тарифу) и без такого условия (по невозвратному тарифу). Пассажиры, купившие авиабилеты по невозвратным тарифам, не смогут вернуть всю уплаченную за них сумму, если откажутся от перелета.

Вернуть можно будет лишь неиспользованные авиаперевозчиком суммы, взимаемые в пользу иных организаций в соответствии с иностранным законодательством, с территорий, на территории или через территории которых планировался перелет.

Поправками установлен следующий порядок возврата денег за авиабилеты, купленные пассажирами по возвратным тарифам:

если пассажир уведомил авиаперевозчика об отказе от перелета за 24 часа до окончания регистрации на рейс — возвращаются все деньги, кроме расходов, фактически понесенных авиаперевозчиком;

если пассажир уведомил авиаперевозчика об отказе от перелета позже, чем за 24 часа до окончания регистрации на рейс, но до окончания самой регистрации — возвращаются деньги за вычетом неустойки в размере 25 процентов от уплаченной суммы и расходов, фактически понесенных авиаперевозчиком;

если пассажир уведомил авиаперевозчика об отказе от перелета после окончания регистрации на рейс — деньги не возвращаются.

При этом при покупке авиабилетов как по возвратным, так и по невозвратным тарифам пассажир сможет вернуть уплаченную сумму в случае болезни или нарушения авиаперевозчиком договора перевозки.

В частности, пассажир сможет вернуть деньги за авиабилеты, если отказ от перелета вызван его болезнью либо болезнью или смертью членов его семьи, близких родственников, с которыми он собирался лететь. Для возврата денег в такой ситуации потребуется представить документы, подтверждающие причину отказа, а также уведомить авиаперевозчика об отказе до окончания регистрации на рейс.

Пассажир также сможет вернуть деньги за авиабилеты в случае задержки отправления самолета и иных нарушений авиаперевозчиком федеральных авиационных правил.

Законом уточнен порядок возврата денег за авиабилеты в случаях, когда договор перевозки расторгнут по инициативе перевозчика.

Пассажиры, нарушившие правила поведения на борту самолета и создавшие угрозу безопасности полета, жизни или здоровью других лиц, не смогут вернуть деньги за авиабилеты.

[2]

В остальных случаях пассажиры, купившие авиабилеты по возвратным тарифам, смогут получить деньги за вычетом неустойки в размере 25 процентов от уплаченной суммы и расходов, фактически понесенных авиаперевозчиком. Если авиабилеты куплены по невозвратным тарифам, авиаперевозчик вернет лишь неиспользованные суммы, которые взимались в пользу иных организаций в соответствии с иностранным законодательством, с территорий, на территории или через территории которых планировался перелет.

Закон о невозвратных билетах не нарушает права потребителей

Закон о введении в России так называемых невозвратных тарифов на авиаперевозки не нарушает права потребителей. К такому выводу пришли участники состоявшегося вчера в Общественной палате РФ круглого стола на тему: «Невозвратный авиабилет: за и против».

Отметим, Федеральный закон «О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации» 1 (далее – Закон), направленный, в частности, на совершенствование порядка возврата провозной платы при отказе пассажира от воздушной перевозки, был принят Госдумой 4 апреля текущего года. Напомним, одно из предлагаемых документом изменений заключается в том, что в случае если договор воздушной перевозки пассажира предусматривает условие о невозврате провозной платы при его расторжении, уплаченные пассажиром деньги за билет при его отказе от полета не возвращаются. В то же время в случае вынужденного отказа пассажира от воздушной перевозки в связи с подтвержденной медицинской справкой болезнью самого пассажира или болезнью члена его семьи либо близкого родственника, который должен лететь вместе с ним, или в связи со смертью члена его семьи или близкого родственника, подтвержденной документально, провозная плата пассажиру возвращается, если перевозчик уведомлен об этих обстоятельствах до окончания времени регистрации пассажиров на конкретный рейс. Никакой разницы между договорами, предусматривающими невозврат платы, и договорами, его не предусматривающими, для этой ситуации Закон не устанавливает.

Фото: oprf.ru

Владислав Гриб, заместитель секретаря ОП РФ:

«Что обещают авиакомпании? Что будут низкие цены на невозвратный билет.

Как это реально можно посчитать? Как будут отражаться эти невозвратные тарифы на цене реальных билетов, то есть он [невозвратный билет – Ред.] будет самым дешевым, или какой-то из 26 подклассов [именно столько подклассов цен на билеты существует, по данным авиакомпаний, в настоящее время – Ред.] будет все-таки дешевле, чем невозвратный билет?».

Предполагается, что предоставление российским авиакомпаниям права на применение невозвратных тарифов создаст условия для снижения цен на билеты. «Применение 30% невозвратных тарифов от всех установленных на маршруте воздушной перевозки тарифов позволит исключить из них риски, связанные с отказом пассажира от перевозки, снизив их уровень на 6,8 млрд руб. (30% от суммы рисков, связанных с отказом пассажира от перевозки, учитываемых российскими авиакомпаниями при формировании тарифов)», – отмечается в пояснительной записке к законопроекту, на основе которого был принят Закон.

Заместитель начальника Управления защиты прав потребителей Роспотребнадзора Светлана Мухина подчеркнула, что предусмотренная документом возможность покупки невозвратных билетов – это дополнительное право пассажира, а не ущемление прав, уже существующих. В каждом конкретном случае потребитель сможет выбрать: подстраховать себя на случай того, что по каким-то причинам полететь он не сможет, либо купить билет по более дешевому невозвратному тарифу.

Читайте так же:  Снилс по серии паспорта

Однако представители межрегиональной общественной организации «Союз пассажиров» высказали свое опасение по поводу того, позволит ли введение невозвратных тарифов действительно существенно снизить цены на такие билеты, и не приведет ли оно к росту цен на обычные билеты. Кроме того, они отметили, что необходимо создать некую прозрачную систему мониторинга тарифов, чтобы пассажиры видели, как изменяются цены на билеты и за счет чего происходит их снижение или повышение.

Фото: sopass.ru

Кирилл Янков, председатель межрегиональной общественной организации «Союз пассажиров»:

«Вопрос заключается в отсутствии какого-либо прозрачного мониторинга цен на авиабилеты. Это хорошо, что тарифы устанавливают сами авиакомпании, это конкурентный рынок, у нас монополизации нет, и это хорошо. Но надо понимать, что за последние 15 лет тарифообразование в области авиаперевозок радикально изменилось. 15 лет назад я улетал куда-то за границу, и был годовой тариф: в рамках года можно было бесплатно менять даты вылета, причем неограниченное число раз. Сейчас огромное количество тарифов, ставки тарифов меняются, авиакомпания может в разные числа один и тот же вид тарифов продавать по разной стоимости, и это превратилось в кошмар.

В нынешней ситуации в России остро недостает объективного мониторинга цен на авиабилеты, которому доверяла бы общественность. Ни один государственный орган такой мониторинг не ведет: ни ФАС, ни ФСТ, ни Росавиация, ни Роспотребнадзор – это ни на кого не возложено. Если бы у нас был какой-нибудь относительно независимый союз авиаперевозчиков, и он бы вел такой объективный мониторинг, может быть мы ему бы тоже поверили, но его нет».

Представители авиакомпаний отметили, что готовы показать гражданам реальные тарифы. Они подчеркнули, что у всех перевозчиков есть открытые балансы, в которых указана выручка за перевозки, поделив которую на пассажиро-километры (произведение числа перевезенных пассажиров на расстояние их перевозки, выраженное в километрах), можно рассчитать средний тариф. Тем не менее, авиакомпании готовы обсудить возможность предоставления данных о тарифах в какой-то иной форме, более понятной потребителям. К слову, ОП РФ предложила себя в качестве площадки, на базе которой будет создан некий ресурс с такой информацией.

Говоря о введении невозвратных тарифов, представители авиакомпаний сообщили, что оно не сильно повлияет на их деятельность. «Мы говорим человеку о том, что у него есть возможность за счет своей определенности, а, как правило, люди хорошо планируют – отличие бизнеса от личных поездок состоит в том, что личные поездки все-таки планируются заранее, тщательно продумываются, ассоциируются с бронированием отелей, сбором родственников и так далее. Если у человека есть определенность, и он не готов доплачивать за то, чтобы у него была возможность поменять время вылета или дату, в любой момент прийти и получить билет на самолет, то, конечно, это достаточно существенным образом будет экономить его средства. Насколько существенно? Ну вот у нас процент возврата билетов – 7%, то есть примерно 7% людей отказываются от поездки. Это не очень много, то есть, на самом деле, нужно понимать, что речь не идет обо всех пассажирах – только для этих 7% это [введение невозвратных тарифов – Ред.] будет важно», – пояснил заместитель генерального директора по производству ЗАО «Группа компаний «С7» Антон Еремин.

Председатель совета директоров указанного акционерного общества Наталия Филева отметила, что говорить сейчас о том, сколько невозвратных билетов будет приобретаться пассажирами, нельзя. С момента их введения должен пройти как минимум год, поскольку летом и зимой могут получиться совершенно разные показатели. Как правило, на лето приходится сезон отпусков, то есть тщательно спланированных полетов, поэтому можно предположить, что количество реализуемых невозвратных билетов будет гораздо больше, чем зимой. Также Филева подчеркнула, что невозвратные тарифы, в случае введения их хотя бы одной авиакомпанией, будут вводиться и другими, поскольку это будет влиять на их конкурентноспособность. Именно поэтому, по ее мнению, не нужно устанавливать какие-либо строгие показатели оборота невозвратных тарифов – перевозчики смогут определить оптимальные цифры в зависимости от спроса.

В то же время представители авиакомпаний подчеркнули, что снижение цен на невозвратные билеты может быть не очень существенным, чтобы не пришлось поднимать цены на обычные билеты. Они отметили, что за последние три года тарифы (в рублях) на авиаперевозки не увеличивались вообще, притом что прямые эксплуатационные расходы компаний выросли на 15-20%. Пока перевозчикам удается не повышать цены, используя, например, такие способы, как увеличение налета – увеличение количества и продолжительности рейсов для каждого самолета – и снижение агентской комиссии за счет роста объемов интернет-продажи билетов (такая форма покупки билетов в последнее время набирает популярность, поэтому необходимость в посредниках – агентах – резко сокращается). Однако такие меры невозможно применять постоянно.

В заключение члены ОП РФ заявили о необходимости проведения общественных слушаний, посвященных формированию тарифов на авиаперевозки, на которые будут приглашены представители авиакомпаний, общественности и органов власти, занимающихся правовым регулированием в этой сфере (Минтранса России, Росавиации).

Что-то пошло не так

Воспользуйтесь поиском, чтобы найти нужный материал

Сделано в Санкт-Петербурге

© 1997 — 2019 PPT.RU
Полное или частичное
копирование материалов запрещено,
при согласованном копировании
ссылка на ресурс обязательна

Ваши персональные данные обрабатываются на сайте в целях
его функционирования в рамках Политики в отношении
обработки персональных данных. Если вы не согласны,
пожалуйста, покиньте сайт.

Ошибка на сайте

Удаление аватара

Вы уверены, что хотите удалить используемое изображение и заменить его аватаром по умолчанию?

Yury Morozov → Российское право и иностранные авиакомпании

В настоящее время в России при полетах за границу авиапассажиры пользуются услугами иностранных авиаперевозчиков, поскольку зачастую это оказывается дешевле, чем перелеты на рейсах российских авиакомпаний.

При этом иностранные авиакомпании предлагают более дешевые авиабилеты по так называемым «невозвратным» тарифам, которые оказываются в разы дешевле авиабилетов по «full fare» (полный тариф).

Читайте так же:  Какие документы нужны дорожного комиссара о дтп

Однако, авиапассажиры, приобретая подобные авиабилеты, требуют сервиса и возможностей как за билеты по полной стоимости, здесь и возникает двойственность правового регулирования авиаперевозок.

Осуществляя адвокатскую деятельность, представляю интересы ряда иностранных авиакомпаний в России, при этом, постоянно возникают спорные ситуации, которые решаются исключительно через высшие судебные инстанции.

В данной статье попробую разобрать данную тему.

В обращении Федеральной антимонопольной службы России об обеспокоенности сложившейся ситуации в системе формирования цен на авиаперевозки, запрещалось авиакомпаниям вводить невозвратные билеты, указав на то, что практика применения не подлежащих возврату тарифов противоречит статье 108 Воздушного кодекса РФ.

Предупреждение было направлено в адрес российских авиакомпаний. Иностранным перевозчикам данное предупреждение не направлялось.

Однако, суды в большинстве случаев, особенно в регионах, по искам пассажиров, пытающихся вернуть деньги за билеты, применяют положения статьи 108 Воздушного кодекса РФ, которой предусмотрено, что при отказе пассажира от полета он имеет право получить обратно уплаченную за воздушную перевозку сумму с удержанием сбора, размер которого не может превышать 25% суммы, уплаченной за воздушную перевозку.

На мой взгляд, это связано с тем, что подобные дела в большинстве случаев рассматриваются мировыми судьми (поскольку цена исков получается незначительной), которые не хотят вдаваться в вопросы международного частного права. Все как один видят перед собой только Закон «О защите прав потребителеей» и статью 108 ВК РФ. Ситуацию удается решить только в кассации или в надзоре.

Мировые судьи не учитывают, что к договору перевозки применяется право страны перевозчика (п. 6 ч. 3 ст. 1211 ГК РФ).

Следовательно, глава 40 Гражданского кодекса РФ регулирующая вопросы договора перевозки, Воздушный кодекс РФ и Федеральные авиационные правила Минтранса РФ к иностранным авиакомпаниям не могут быть применены.

Российское право в данной ситуации может быть применено судом только в двух случаях: с согласия иностранного перевозчика, которое, я как представитель и мои доверители, никогда не дадим 🙂 и когда иностранный авиаперевозчик не обеспечит суд законодательной базой соответствующего государства. Хотя, это не всегда требуется, спор возможно решить на основании Варшавской и Монреальской конвенций.

Второй момент в подобных спорах, Закон РФ «О защите прав потребителей» также не может быть применен в силу предписаний статьи 1212 ГК РФ, в соответствии с которой к правоотношениям по защите потребителей применяется право страны перевозчика предусмотренное ст. 1211 ГК РФ. Но в этой части, московские суды действуют согласно норме права, но в регионах встречается следующая формулировка: «нормы Закона РФ „О защите прав потребителя“ не протеворечат нормам международного права, а дополняют их. ».

В связи с этим, возникает третий вопрос — определение подсудности по искам, предъявляемым к авиаперевозчикам.

Российские пассажиры иностранных авиакомпаний, предъявляют иски по правилам ч. 7 ст. 29 ГПК РФ — по месту жительства истца — потребителя (из-за чего мне приходиться кататься по всей России — это плюс)).

В соответствии с ч. 3 ст. 30 ГПК РФ иски к перевозчикам, вытекающие из договоров перевозки, предъявляются в суд по месту нахождения перевозчика, к которому в установленном порядке была предъявлена претензия.

Таким образом, данной нормой установлена исключительная подсудность по искам к авиаперевозчика.

Правило исключительной подсудности означает, что иск подлежит рассмотрению в строго определенном суде. Если исключительная подсудность конкурирует с другими видами территориальной подсудности, то подлежат применению правила исключительной подсудности. Иски к перевозчикам, вытекающие из договоров перевозки, предъявляются в суд по месту нахождения перевозчика, к которому в установленном порядке была предъявлена претензия (ч. 3 ст. 30 ГПК РФ).

Но случаи передачи дел из регионов в Москву, где находятся представителльства иностранных авиакомпаний — единичны. Обычно я их не оспариваю, очень приятно путешествовать по нашей стране и судиться в разных регионах.

Описанные выше трудности при рассмотрении дел по искам пассажиров о возврате денег по «невозвратным» тарифам, особенности российского судопроизводства мне как адвокату удается преодалеть, и истина — торжествует.

Однако на ситуацию необходимо посмотреть шире. Законодатели и ФАС вольно или невольно ударили по своим авиакомпаниям, создав более благоприятные условия для ведения бизнеса в России для иностранцев.

Конечно иностранные авиакомпании дают мне работу, но парадокс заключается в том, что ФАС России являясь органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства в сфере конкуренции, сама пошла по пути создания конкурентных преимуществ, для отдельных участников рынка — иностранных авиакомпаний.

Видео (кликните для воспроизведения).

Однако, ситуация налаживается. Правительственной комиссией по транспорту в Государственную Думу внесен проект федерального закона «О внесении изменений в статьи 107 и 108 Воздушного кодекса РФ», которым предусмотрена возможность реализации российскими авиакомпаниями невозвратных билетов.

Источники


  1. Ушаков, Н.А. Международное право; Institutiones, 2011. — 304 c.

  2. Волеводз, А. Г. Международный розыск, арест и конфискация полученных преступным путем денежных средств и имущества (правовые основы и методика) / А.Г. Волеводз. — М.: Юрлитинформ, 2015. — 477 c.

  3. Берус, Виталий А.С. Лаппо-Данилевский. История. Философия. Методология / Виталий Берус. — М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2014. — 160 c.
  4. Тимофеева А. А. История государства и права России; Флинта, МПСИ — Москва, 2009. — 152 c.
  5. Харин, Г. М. Краткий курс судебной медицины / Г.М. Харин. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015. — 304 c.
Воздушный уодекс невозвратные билеиы
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here